По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Право на отключение как способ самозащиты работников

Новрадова-Василиади Стелла Михайловна канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, юридический факультет Северо-Кавказского федерального университета 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1, E-mail: stella.vasiliadi@ yandex.ru

В статье автором анализируются законодательные подходы зарубежных стран относительно «права на отключение». Автором отмечаются актуальность ивызовы современных условий для законодательного закрепления данного права втрудовом законодательстве Российской Федерации. Исследуя положения проекта директивы Европейского союза относительно вопроса определения подхода к«праву на отключение», автор выделяет сходства и различия с российским трудовым законодательством.

Литература:

1. МОТ. Стресс на рабочем месте: коллективный вызов. Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М., 2016.

2. Лютов Н. Л. Законодательные инициативы, связанные с дистанционным трудом: временный ажиотаж на фоне пандемии или устойчивая тенденция? // Журнал российского права. 2020. № 12. С. 78–88.

3. Codedutravail, version consolidée au 4 novembre 2016 // Legifrance.gouv.fr [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv. fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000 00607205.

4. https://rb.ru/story/pravo-naotklyuchenie/.

5. Чесалина О. В. К вопросу о правовой природе права на отключение // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. № 2. С. 57– 60.

6. Vargas- Llave O. , Web er T. , Avogaro M . Eurofound. Right to disconnect in the 27 EU Member States // Working paper. 2020. P. 29. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eurofound. europa.eu/sites/default/files/wpef20019. pdf.

Широкое распространение дистанционного труда и других форм занятости, в которых работники и работодатели активно пользуются электронными способами взаимодействия, обусловливает актуальность вопроса, направленного на традиционное разграничение между рабочим и личным временем работника, которое в последнее время становится достаточно размытым ввиду увеличения продолжительности рабочего времени, что отрицательно сказывается на здоровье работников.

Следует отметить, что проблема, которая коснулась в период пандемии практически каждого работника и их семей, была отмечена и выделена еще в 2016 г. Международной организацией труда (далее — МОТ). Во Всемирный день охраны труда МОТ в 2016 г. издала программный доклад, посвященный проблеме стресса на рабочем месте, который уже стал восприниматься как фундаментальная угроза здоровью работников [1].

На протяжении многих лет различные страны пытались разработать эффективное законодательство о разграничении профессиональной и личной жизни для сотрудников.

Некоторые ограничивали рабочий день или общение в нерабочее время. Подобные законы призваны защитить сотрудников от переутомления и выгорания. Однако новые правила не устанавливают норму часов и в равной степени применяются к сотрудникам, которые трудятся как удаленно, так и в офисе.

Представляется важным, как одним из ярких примеров в данном отношении выделить Францию, где в 2012 г. было заключено социально-партнерское соглашение, предусматривающее право дистанционных работников минимум на один день в неделю на выходной, включая право на отключение от коммуникаций с работодателем [2], а в 2017 г. вступили в силу поправки в Кодекс труда, предусматривающие обязанность работодателей с количеством работников 50 человек и более устанавливать правила взаимодействия с работниками после окончания их основного рабочего времени, так называемое право на отключение [3]. Затем такие правила ввелись в законодательстве Италии в 2017 г. и Испании в 2018 г. В Ирландии уже началась законопроектная процедура. Комиссия по трудовым отношениям начала общественные консультации по разработке нового кодекса практики о праве на отключение. Кодекс будет содержать руководство для сотрудников и работодателей в отношении передовой практики и подходов к освобождению сотрудников от работы в нерабочие часы. Следует обратить внимание, что за последние два десятилетия правительство Германии также предприняло некоторые шаги по защите прав сотрудников, но не на законодательном уровне, а с помощью переговоров с заинтересованными сторонами компаний. Несколько немецких транснациональных корпораций заняли жесткую позицию, заключив соглашения с предприятиями, которые гарантируют право работников на отключение, в их числе были Volkswagen, Daimler и Siemens. В Volkswagen, например, рядовые сотрудники не могут зайти в свою рабочую почту на смартфонах с 18:15 до 07:00. Несмотря на то что эти инициативы были чрезвычайно важными до пандемии, они в основном сосредоточены на организации рабочего дня в офисе [4].

Для Цитирования:
Новрадова-Василиади Стелла Михайловна, Право на отключение как способ самозащиты работников. Кадровик. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: