По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.3

Практика правового регулирования назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в субъектах РФ

Глотова Ирина Александровна канд. юрид. наук, доцент, Челябинский государственный университет, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129, Е-mail: glotova.i.a@mail.ru
Смирнов Геннадий Сергеевич канд. ист. наук, студент магистратуры 2 курса заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 — юриспруденция, направленность (профиль) «юрист в органах власти», Челябинский государственный университет, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129, Е-mail: aandg@inbox.ru

В статье представлен анализ регионального законодательства, регулирующего основания назначения, размеры и порядок выплаты ежемесячного пособия на ребенка. По результатам анализа сделан вывод о необходимости закрепить в федеральном законодательстве единый гарантированный минимальный размер детского пособия в процентах к прожиточному минимуму ребенка с наделением правом региональных органов власти на его увеличение.

Литература:

1. Смирнов Г.С. Социальная защита на Урале: становление и развитие новых форм (начало 1990х — конец 2000-х годов): монография. — Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2015. — С. 64.

2. Закон Курганской области от 31.12.2004 №7 (в ред. от 06.12.2018) «О пособии на ребенка» // Новый мир. — 2005. — №5.

3. Закон Свердловской области от 14.12.2004 №204-ОЗ (в ред.от 06.11.2018)«О ежемесячном пособии на ребенка» //Областная газета.—2004.—№338–340.

4. Постановление Администрации Тюменской области от 06.12.2004 № 159-пк (в ред. от 10.06.2019) «О пособии на ребенка» // Парламентская газета «Тюменские известия». — 2005. — №7.

5. Закон Челябинской области от 12.11.2004 №299-ЗО (в ред. от 07.06.2018) «О пособии на ребенка» // Южноуральская панорама. — 2004. — №132.

6. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 07.07.2004 № 45-оз (в ред. от 20.02.2014) «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» // Новости Югры. — 2004. — №81.

7. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2018 №109-ЗАО «О пособии на ребенка» [Электронный ресурс]: URL: https://www.yanao. ru/documents/act ive/19150/ (дата обращения: 15.09.2019).

8. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 №134-ФЗ.

9. (в ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — №43. — Ст. 4904.

10. Постановление Правительства Тюменской области от 19.07.2019 №246-п «Об установлении величины прожиточного минимума за второй квартал 2019 года» // Портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://admtyumen.ru/og v_ru/society/socia l_pol icy/l i fe_ level/more. htm? id=11653950@cmsArticle (дата обращения: 15.09.2019).

11. Постановление губернатора Челябинской области от 15.08.2019 № 304

«Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Челябинской области во II квартале 2019 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/File/ GetFile/7400201908190001?type=pdf (дата обращения: 15.09.2019).

12. Постановление правительства Ханты-Мансийского АО — Югры от 26.07.2019 № 240-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре за II квартал 2019 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://admhmao.ru/dokumenty/proektyprav itelstva/documents.php?sid=77048&bid=740& pid=&eid=3081528 (дата обращения: 15.09.2019).

13. Кримханд В. Важные изменения немецкого законодательства, с 2019 года касающиеся работающих граждан, получателей пособий, семей с детьми и пенсионеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kanzlei-krimhand.de/publikatsii/obzor-zakonodatelstva/izmenenija2019-dlja-rabotajushhih-poluchatelej-posobij-semejs-detmi-pensionerov/ (дата обращения: 15.09.2019).

Статьями 3 и 16 федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (далее — федеральный закон № 81-ФЗ) закреплено право получения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, имеющими детей (далее — ежемесячное пособие на ребенка). Однако в рамках реализации законодательства о монетизации льгот требования к перечню лиц, имеющих право на его получение, к размеру и порядку его выплаты были исключены из федерального законодательства, что, в свою очередь, привело к дифференциации размеров и условий выплаты данного вида пособия в отдельных субъектах РФ. Целью настоящей статьи является проверка этой гипотезы.

Согласно ст. 16 федерального закона № 81-ФЗ периодичность выплаты ежемесячного пособия на ребенка не может осуществляться реже одного раза в квартал, при этом иные критерии, такие как право на его получение и размер выплат, коррелируют с критерием нуждаемости. Подобный подход к правовому регулированию назначения и выплаты пособия на ребенка в полной мере соответствует провозглашенному курсу на переход к адресной социальной поддержке [1].

За основу для сравнения нами было выбрано региональное законодательство шести субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, в частности Курганская [2], Свердловская [3], Тюменская [4], Челябинская [5] области, Ханты-Мансийский автономный округ [6] и Ямало-Ненецкий автономный округ [7].

Согласно ст. 16 федерального закона №81-ФЗ периодичность выплаты ежемесячного пособия на ребенка не может осуществляться реже одного раза в квартал.

Анализ региональных нормативно-правовых актов выше указанных субъектов РФ, регламентирующих основания и порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, позволил выявить ряд общих и отличительных критериев.

1. Правом на получение ежемесячного пособия на ребенка наделен один из родителей (усыновителей) либо попечитель (опекун). Исключением из этого правила выступает закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 07.07.2004 №7, в соответствии со ст. 2 которого в качестве получателя ежемесячного пособия может выступать один из родителей либо законный представитель, при этом в законе отсутствует конкретизация, кто может выступать в качестве законного представителя.

Для Цитирования:
Глотова Ирина Александровна, Смирнов Геннадий Сергеевич, Практика правового регулирования назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в субъектах РФ. Кадровик. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: