Тема коучинга продолжает набирать обороты и остается одной из актуальных технологий развития сотрудников. Инструменты коучинга все активнее проникают в разные сферы нашей жизни. Одним из направлений, использующих коучинговые технологии в своей практике, является управленческая деятельность. Внешние провайдеры предлагают курсы для обучения коучингу руководителей. И конечно, специалисты, работающие в сфере корпоративного обучения, развивают тему обучения коучинга и включают данные технологии в программы развития руководителей. Это могут быть как отдельные тренинги и программы, посвященные коучингу, так и составные модули программ управленческих тренингов. Активное развитие коучинговых технологий в управленческих программах обусловливает актуальность вопроса: каким инструментам обучать руководителей? Организации используют разные подходы: одни предлагают участникам обучения разнообразные инструменты, другие сосредоточиваются на нескольких ключевых коучинговых инструментах и мотивируют встраивать их в разные контексты управленческих ситуаций.
Для каждой организации важно понимать целесообразность любого вложения в обучение сотрудников
Тимоти Голви, с работами которого в мировой практике связывают возникновение коучинга, определял коучинг как «искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение» [1]. В настоящее время дискуссионным является вопрос о том, представляет ли коучинг собой науку [2]. Некоторые авторы определяют суть коучинга через термин «искусство» [3]. Методология коучинга на сегодняшний день во многом эвристична, что свойственно для всех молодых наук или тех областей знаний, которые находятся в процессе трансформации в научное знание [2]. Коучинг включает в себя различные инструменты как известных авторов (например, модель GROW [4], пирамида Дилтса [5]), так и неизвестных или предполагаемых авторов (например, стратегия Уолта Диснея, техника «10-10-10», растяжка целей и др.). Важным элементом практически любого коучингового инструмента является вопрос, который должен быть: