Бурными темпами развивается гостиничный рынок Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Поволжья, Калининграда, Екатеринбурга, Краснодарского края, Севера и Дальнего Востока России. Бизнес-отели конкурируют друг с другом в борьбе за командировочных, спа-отели стремятся пригласить больше отдыхающих в будни и т. д. При этом в регионах представлены как зарубежные, так и отечественные гостиничные бренды. И если пару лет назад компании стремились в регионы из-за отсутствия там такой конкуренции, как в Москве и Питере, то сейчас модель развития рынка в регионах все больше и больше начинает напоминать столичную.
Чтобы не потеряться на рынке и выиграть в подчас жестокой борьбе с конкурентами, руководству гостиницы необходимо хорошо задуматься о стратегии ведения конкурентной борьбы, которая может быть самой разнообразной — от элементарного (и убыточного) снижения цен до продвижения гостиничных услуг всеми возможными и подчас невозможными способами. Так, например, один сочинский мини-отель пытался привлечь внимание потенциальных клиентов полетами на воздушном шаре, украшенном логотипом отеля. Дало ли это какой-либо результат, кроме потраченных денег, я, к сожалению, не знаю. Да и составить полную программу действий для каждого конкретного случая не смогу. Это тема уже не статьи, а книги. Поэтому ограничусь некоторыми советами, которые могут оказаться полезными как начинающим отельерам, так и тем, кто уже имеет «профессиональный багаж», но по каким-либо причинам недоволен работой своего PR-менеджера или вообще отрицает необходимость PR-мероприятий. Реклама — мощный двигатель продаж в отеле. Но одной рекламы бывает недостаточно, чтобы привлечь в отель максимальное число гостей и создать необходимый имидж отеля, прочно закрепив его в сознании как новых, так и старых клиентов.
Итак, у любого отеля должна быть продуманная программа управления связями с общественностью. Понятно, что у разных отелей разные бюджеты и разные ресурсы, которыми они обладают. И в мини-отеле роль менеджера по связям с общественностью иногда выполняет сам генеральный менеджер. Но цель оправдывает средства. Такому мини-отелю и не надо «замахиваться на Вильяма Шекспира» и пытаться конкурировать с пятизвездочным отелем-международником, у которого накоплен обширнейший опыт, да и проведение разрешенных PR-кампаний, как правило, стандартизировано и прописано в различных «мануалах», оставляя не так много места для творчества PR-менеджеру.