Демографические процессы «постарения» населения России, замедление темпов прироста численности трудоспособного населения приводят к необходимости модификации условий труда лиц предпенсионного и пенсионного возраста.
Последние изменения в российском пенсионном законодательстве привели к увеличению возраста для выхода на пенсию по возрасту (старости) на 5 лет для мужчин и женщин. Начиная с 2019 г. предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста ежегодно на 12 месяцев, а к 2024 г. на 5 лет [1]. По сравнению с зарубежными странами в России возраст вы хода на пенсию по старости с 1928 г. и до наших дней не менялся и составлял для женщин 55 лет, а для мужчин — 60 лет1. Изначально пенсионная система Советского Союза и других стран социализма заметно отличалась заниженным возрастом выхода на пенсию по сравнению с капиталистическими странами и в некоторых странах не зависела от гендерного признака. Однако за последние десятилетия значительно изменились условия труда и быта, возросла средняя продолжительность трудовой жизни, увеличилось количество нетрудоспособного населения по сравнению с трудоспособным, что послужило серьезными причинами для увеличения пенсионного возраста в нашей стране.
В России для назначения пенсии по старости на общих основаниях требуется достижение определенного возраста, страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Напротив, в большинстве европейских государств увеличение возраста вы хода на пенсию по старости произошло значительно раньше. Причем в отдельных странах установлен единый возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин (Франция, Мальта, Норвегия — 62 лет, Бельгия, Великобритания, Дания — 65 лет, Греция, Исландия, Италия — 67 лет) [2]. По мнению В.В. Антропова, «… различия в пенсионном возрасте характерны в основном для страховых пенсионных систем, тогда как для универсальных типичен единый для обоих полов срок выхода на пенсию» [3].