В 2020 г. рынок труда испытал серьезнейшее потрясение, обусловленное в первую очередь распространением новой коронавирусной инфекции. Текущий год с этой точки зрения тоже пока дает поводы лишь для осторожных прогнозов. Как отметили эксперты Международной организации труда (далее — МОТ) в докладе «Мониторинг МОТ: COVID-19 и мир труда. Седьмое издание. Обновленная оценка и анализ», благодаря вакцинации населения можно ожидать устойчивого восстановления во второй половине 2021 г. Однако сохраняются и риски, которые могут ослабить либо даже сорвать этот процесс. Фактическая скорость и качество восстановления будут зависеть от широкого спектра политических, экономических и медицинских факторов, включая охват граждан вакцинацией, контроль за распространением инфекции, государственной поддержки рынка труда [1].
В подобных обстоятельствах, которые можно охарактеризовать с помощью категорий «неопределенность», «тревожное ожидание», особое внимание должно уделяться защите граждан, в отношении которых могут развиться различные социальные риски — риски незанятости, бедности, нездоровья.
Социальный риск, обусловленный наличием семейных обязанностей (в первую очередь рождением и уходом за маленькими детьми) в этом смысле весьма своеобразен. С одной стороны, появление в семье ребенка — событие радостное, в подавляющем большинстве — ожидаемое. Рождение детей всячески поддерживается государством, стремящимся решить проблему депопуляции населения России. С другой стороны, это социальный риск в классическом его понимании, когда событие (оно может быть как отрицательным, так и нейтральным либо положительным с точки зрения его смыслового наполнения) порождает неблагоприятные последствия — снижение уровня дохода семьи вследствие необходимости оставления работы и ухода за ребенком, а также повышенные расходы. Такую категорию, как лица с семейными обязанностями, в праве социального обеспечения определяют как социально уязвимые лица, нуждающиеся в различных мерах социальной защиты. Эти меры устанавливаются как трудовым законодательством (что выражается в предоставлении работникам с детьми дополнительных гарантий), так и законодательством о социальном обеспечении (в виде пособий, компенсационных выплат, др.).