По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Полет над гнездом матрешки. Гостиничный Revenue Management — это чистая математика

Леонид Комаров бизнес-консультант
Ключевые слова:

В текущем году на гостиничном рынке России явно усилился интерес к теме Revenue Management (управление доходами). Сразу несколько активных участников рынка — консультантов и ИТ-компаний анонсировали новые учебные мероприятия и разработку соответствующих ИТ-решений. Это естественно, ведь сегодня в развитых странах Revenue Management является одной из самых быстро развивающихся цифровых технологий в маркетинге различных отраслей, но в первую очередь в области гостеприимства, общественного транспорта и развлечений.

Это развитие стало возможным благодаря успехам в области математики, экономики, социологии и, конечно, бурному росту ИТ-возможностей.

Традиционно считается, что технологии Revenue Management обязаны своим происхождением авиационной отрасли США. До 1978 года пассажирские авиаперевозки за океаном были индустрией, которая строго регулировалась со стороны федерального правительства. Цены на авиабилеты специально держались на высоком уровне, чтобы авиакомпании могли гарантированно получать отдачу от инвестиций.

Сегодня за рубежом в отелях свыше 50–100 номеров использование компьютерных систем Revenue Management — это маст-хэв.

Ситуация изменилась в 1978 году, когда Конгресс США принял закон об отмене регулирования отрасли (Airline Deregulation Act) и ценообразование стало свободным. Процесс отмены регулирования был рассчитан на несколько лет: отмена всех ограничений на внутренних рейсах была обязательна до 31 декабря 1981 года, а полностью регулирование тарифов должно было быть отменено до 1 января 1983-го. Данный акт оказал значительное влияние на отрасль, и его последствия многие игроки испытывают до сих пор.

По подсчетам American Airlines, ведущей авиакомпании США и одного из пионеров внедрения Revenue Management, доход от внедрения этой системы позволил получить более $1,4 млрд дополнительной прибыли за три года (1988–1990).

Программа American Airlines легла в основу науки об Revenue Management. Данный опыт был заимствован другими крупными авиакомпаниями в США, которые начали активно внедрять собственные технологии сегментации и ценообразования, инвестируя миллионы долларов. Их примеру начали следовать авиакомпании из Европы и Азии, а затем данная практика стала проецироваться и на другие отрасли.

Компания Marriott выступила пионером внедрения Revenue Management в гостиничной отрасли, компании Hertz и National первыми внедрили технологии Revenue Management среди контор по прокату автомобилей. Позже данные технологии стали внедряться круизными компаниями, в пассажирских железнодорожных и автобусных перевозках, индустрии развлечений и грузовом фрахте.

Для Цитирования:
Леонид Комаров, Полет над гнездом матрешки. Гостиничный Revenue Management — это чистая математика. Гостиничное дело. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: