Организации и предприятия постоянно испытывают некоторые сложности с привлечением высококвалифицированных, компетентных, талантливых сотрудников. Стратегические задачи и приоритеты подбора персонала в последние 20 лет сильно эволюционировали, и технологии и инструменты рекрутинга постоянно совершенствуются благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Для подбора персонала становится необходимо обращать внимание на маркетинг персонала, HR-брендинг, рекламу в Интернете, оптимизацию поиска и использование технологии искусственного интеллекта [1, 2].
Очень важным при подборе персонала является подбор сотрудников, чьи ценности и жизненные приоритеты совпадают или по крайней мере не противоречат корпоративным [3]. С ростом популярности маркетингового подхода к управлению персоналом важное значение имеет соответствие новых сотрудников ценностям и культуре компании для выстраивания долгосрочных продуктивных трудовых отношений [4]. Соответствие культуры кандидатов и корпоративной культуры играет весомую роль в будущей эффективности работника.
Чем выше уровень должности и требований к квалификации работников, тем серьезней встает вопрос о подборе на вакантные позиции. При наборе персонала организация выбирает внешние или внутренние источники привлечения кандидатов либо их микс. Внутренние источники привлечения связаны с развитием сотрудников внутри компании, а внешние предполагают привлечение кандидатов с открытого рынка труда. Внутреннее продвижение сотрудников является наиболее предпочтительным с точки зрения финансовых вложений, лояльности сотрудников и принятия ими корпоративной культуры [5–7].
В мировой практике активно развивается такое направление персонала, как реферальный рекрутинг (employee referral programs (ERP)), т. е. подбор персонала по рекомендациям от уже действующих сотрудников [8–10]. В России такая технология подбора распространена не так широко, как за рубежом, однако компании, которые применяют данную технологию, отмечают значительное сокращение затрат на подбор и ускорение закрытия вакантных позиций.