По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Почему доверенность отсутствует в трудовом законодательстве?

Миронов Владимир Иванович д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права юридического факультета, член Независимого экспертно-правового совета, член Научноконсультативного совета при Генеральной прокуратуре РФ, эксперт Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ; федеральный судья в отставке. Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 65
Барбашова Татьяна Павловна канд. юрид. наук, доцент, заместитель декана юридического факультета, доцент кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права. Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 65
Прасолов Борис Владимирович канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права юридического факультета, e-mail: rguprocess@mail.ru. Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 65

Авторы считают недопустимой практику передачи полномочий работодателя на решение кадровых вопросов по доверенности.

Литература:

1. Миронов В. И. Прасолов Б. В. Проблемы определения полномочий по рассмотрению трудовых споров // Трудовое право в России и за рубежом. – 2015. – № 1. – С. 28–33.

Выражаем благодарность журналу «Трудовые споры», в котором имеется ценная для трудовиков информации. Однако в № 12 журнала за 2017 г. на стр. 78–79 изложена позиция о возможности передачи полномочий работодателя на решение кадровых вопросов по доверенности.

Данная точка зрения, ссылки на судебную практику противоречат законодательству. Напомним, что в ч. 6 ст. 20 ТК РФ перечислены документы, которыми могут быть подтверждены полномочия работодателя. Доверенность в этой норме не указана. Ссылки на нормы гражданского права недопустимы, поскольку они регулируют отношения, которые не входят в предмет трудового права. Передача полномочий работодателя в нормах трудового права не предусмотрена.

Одно и то же лицо может одновременно являться субъектом различных правоотношений: представителем работодателя, органом юридического лица и управляющим или членом корпорации. Следует разграничивать полномочия такого лица в каждом виде правоотношений [1, с. 32].

Более того, возлагая полномочия на другое лицо, руководитель фактически оформляет совмещение профессий. Действительно, в этом случае работник отдела кадров, помимо собственных обязанностей, будет выполнять частично трудовую функцию своего руководителя.

Видимо, никому в голову не придет мысль о том, что совмещение профессий с применением ст. 60-2 ТК РФ можно оформить доверенностью.

Возложение обязанностей по совмещению профессий должно происходить в отношениях по организации и управлению трудом, в которых должен быть издан соответствующий приказ, позволяющий работнику кадровой службы получить оплату дополнительно выполненной работы.

Заметим, что в ч. 3. ст. 4 ТК РФ труд без оплаты квалифицирован как принудительный. Очевидно, что доверенность не может заменить приказ о совмещении профессий и обеспечить оплату дополнительно выполненных трудовых обязанностей. Фактически доверенность может подтверждать привлечение к принудительному труду, что может повлечь предусмотренную законодательством ответственность работодателя.

Ссылки на судебную практику признания доверенности в качестве документа, подтверждающего полномочия работодателя, едва ли могут спасти полномочного представителя работодателя. В нашем понима нии подобные решения могли появиться ввиду отсутствия за явленны х в суде требова ний о незаконности применения доверенности в отношениях, входящих в предмет трудового права.

Видимо, заинтересованные лица вправе заявить требования о признании доверенности недействующей в отношениях, определяющих предмет трудового права. Правовых оснований для отказа в удовлетворении таких требований не имеется. В связи с этим решения, принятые в трудовом праве на основании доверенности, не должны иметь юридической силы.

Надеемся, озвученная позиция будет способствовать разрешению трудовых споров.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ

Работники предпочитают материальные стимулы

По данным аналитического центра НАФИ, среди популярных способов мотивации сотрудников на российском рынке труда преобладают материальные, и большинство россиян предпочитают именно их. Так, чаще всего компании обещают работникам премии и соцпакет (медицинская страховка, оплата транспортных расходов, связи и прочее) – 39 %.

Другие используемые способы мотивации – корпоративные мероприятия (21 %), тринадцатая зарплата (15 %), дополнительные отгулы и выходные (13 %). Реже применяются ценные подарки (6 %), оплата обучения (5 %) и оборудованные места для отдыха (4 %). Почти каждый третий опрошенный НАФИ (31 %) заявил, что в его компании нет никаких способов мотивации и вознаграждения либо он о них не знает.

Для работников премии и бонусы являются наиболее привлекательным способом вознаграждения за хорошую работу (об этом заявили 63 % опрошенных). Тринадцатая зарплата находится на втором месте по популярности (44 %). Каждый третий (32 %) предпочитает соцпакет, каждый четвертый – дополнительные отгулы и выходные (23 %), каждый пятый – подарки от работодателя (19 %). Другие виды вознаграждения и мотивации менее популярны: о пользе корпоративов заявили 9 % опрошенных, оборудованных мест для отдыха – 7 %, оплаты обучения – 5 %.

Такое распределение предпочтений респондентов, по словам директора департамента рекрутингового портала Headhunter Натальи Даниной, отражает представления респондентов о российской экономике. «Денежные выплаты всегда входят в топ-3 факторов мотивации для сотрудников, однако в России из-за низкого уровня зарплат и нестабильности экономики ориентация на денежные выплаты сильнее, чем в других странах», – говорит она.

Интересно, что премии и бонусы, как отмечают авторы исследования, привлекательны для 81 % жителей СевероЗапада и всего для 36 % жителей Южного округа России. Тринадцатая зарплата интересна каждому второму жителю Дальнего Востока и Приволжья (по 57 %) и всего лишь 16 % жителей Южного федерального округа.

Источник: Коммерсантъ.

Язык статьи:
Действия с выбранными: