Цифровизация, стремительные изменения общественной жизни, новые экономические вызовы активно меняют рынок труда: появляются новые формы занятости, возникают новые профессии. Применение гибких форм занятости позволяет работодателям создавать и сохранять рабочие места, что является особенно важным в условиях кризиса. В последнее время работодатели активно используют нетипичные формы занятости (надомная работа, дистанционная (удаленная) работа, платформенная занятость), которые уверенно относятся к неотъемлемым составляющим рынка труда и дополняют традиционную занятость.
1 февраля 2022 г. Трудовой кодекс Российской Федерации отметил свое двадцатилетие. На пресс-конференции, посвященной этому событию и состоявшейся в пресс-центре МИЦ «Известия», представители социальных партнеров при обсуждении перспектив развития сферы труда отмечали тенденцию развития сектора платформенной занятости. На необходимость регулирования платформенной занятости неоднократно обращали внимание и в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. По оценкам Международной организации труда, количество платформ за последнее десятилетие увеличилось пятикратно [1].
По оценкам Международной организации труда, количество платформ за последнее десятилетие увеличилось пятикратно.
Однако на сегодняшний день в России, как и в большинстве стран мира, ситуация складывается таким образом, что наблюдается повсеместное использование платформенной занятости в условиях полного отсутствия ее легального закрепления. Более того, возникает много вопросов о том, есть ли в таких отношениях работодатель, можно ли в полной мере отнести их к трудовым, каким образом построена система социального страхования и пенсионного обеспечения и множество других.
Одной из отличительных черт цифровой экономики является ее способность предлагать быстрые решения путем различных цифровых сервисов, которые доступны большому количеству пользователей. Как правило, в качестве платформы выступают сайт в сети Интернет или соответствующее мобильное приложение, посредством которых происходит «встреча» потребителя исполнителя конкретной услуги. Международная организация труда в своем флагманском докладе «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: роль платформ цифрового труда в трансформации сферы труда» за 2021г. выделила два вида платформ в сфере труда: онлайн-платформы на основе веб-технологий (где работники выполняют задания удаленно) и платформы на основе геолокации (где работники выполняют задания в конкретном физическом месте) [2]. К первым можно отнести, например, платформы с различными формами услуг по консультированию или репетиторству, а ко вторым — сферы доставки, такси, различного вида личных услуг.