Право на объединение, включая право работников на создание профессиональных союзов, иных представительных органов, получило свое закрепление в огромном количестве международных актов — Всеобщей декларации прав человека (1948) — ст. 20 и 23; Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) — ст. 22; Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) — ст. 8; Конвенции Международной организации труда (далее — МОТ) №87 (1948) «О свободе ассоциации и защите права на организацию», Конвенции МОТ № 98 (1949) «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», Конвенции МОТ №135 (1971) «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях».
Государства — участники Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) — международной организации региональной экономической интеграции, в состав которой по состоянию на 2019 г. входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация, из перечисленного списка ратифицировали конвенции МОТ №87 и 98. Конвенция №135 ратифицирована Российской Федерацией, Республикой Армения и Республикой Казахстан, Европейская социальная хартия ратифицирована Российской Федерацией (в отношении ряда положений) и Республикой Армения, что, прежде всего, объясняется спецификой правовых систем, а также экономическими и политическими условиями в каждом государстве.
Безусловно, положения вышеназванных актов должны соблюдаться ратифицировавшими их государствами— членами Евразийского экономического союза, ведь, несмотря на то что основной из целей создания ЕАЭС (ст. 4) заявлено формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, ее успешная реализация подразумевает формирование единого правового поля для регулирования труда наемных работников, в том числе в области обеспечения права работников на объединение.
Страны ЕАЭС должны стремиться иметь единообразную нормативную базу для регулирования трудовых отношений в области защиты права на объединение в профсоюзы, иные представительные органы. Поэтому важно сопоставить национальное законодательство государств — членов ЕАЭС и выявить его основные закономерности.