Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть результативным.
Ален Маккензи, известный специалист в области менеджмента
Вопрос об отношении делового человека, и тем более — менеджера к делу является одним из ключевых при оценке эффективности его личной деятельности.
Этой проблеме посвящено немало работ, опубликованных отечественными и зарубежными исследователями [1–12, 18, 19, 21 и др.]. Из этих работ следует, что деловитость, деловые качества менеджера — это важный блок качеств в модели его качеств и компетенций, и среди этих качеств особого внимания заслуживает способность каждую личную работу выполнять наилучшим образом.
Стремление делать всё не просто так, а наилучшим образом должно стать важным принципом деятельности желающего хорошо управлять самим собой человека.
Как понимать принцип «наилучшим образом»? Какой смысл в него вкладывать? Достаточно ли для реализации этого принципа одного лишь желания менеджера?
Конечно же, нет. Рассмотрим эту проблему более обстоятельно.
Модель управленческих качеств менеджера включает шесть групп качеств и компетенций [15].
По рангам в порядке убывания они расположились следующим образом (табл. 1) Из табл. 1 видно, что вслед за профессиональной компетентностью и организаторскими качествами менеджера на третьем месте по значимости идут его деловые качества, имея в виду его отношение к делу, другими словами, деловитость.
Если, в свою очередь, структурировать деловые качества, можно выделить по крайней мере три подгруппы этих качеств: умение мыслить стратегически, предприимчивость (тактика действий) и личную организованность (табл. 2).
Умение мыслить стратегически предполагает: наличие высокого интеллекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассудительности; умение генерировать идеи, видеть и учитывать перспективу, формулировать задачи, выделять главное, предвидеть последствия принимаемых решений.