Статья 312.1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) содержит признаки дистанционной работы:
● работники работают вне места нахождения работодателя;
● работники работают вне стационарных рабочих мест, находящихся под контролем работодателя;
● работники работают с использованием для выполнения трудовой функции и для взаимодействия с работодателем информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
Как показывает практика, это прежде всего работники интеллектуального труда: программисты, переводчики, юристы, консультанты, веб-дизайнеры, дизайнеры интерьеров, проектировщики и т. д. Кроме того, судебная практика подтверждает, что и торговых представителей с разъездным характером работы можно отнести к дистанционным работникам, если они работают в отдаленной от основного офиса местности (см., например, апелляционные определения Ярославского областного суда от 21.01.2019 по делу № 33-253/2019; Кемеровского областного суда от 16.05.2017 по делу № 33-5236).
Если работники не согласны с такими изменениями, то возможно применение процедуры, предусмотренной ст. 74 ТК РФ, при наличии соответствующих оснований.
С точки зрения трудового права введение работникам дистанционного труда не будет являться переводом по смыслу ст. 72.1 ТК РФ. Введение дистанционного труда по той же должности в том же подразделении будет рассматриваться в качестве изменения условий трудового договора (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ; апелляционное определение Московского городского суда от 04.04.2018 №33-8693/2018). Поэтому, если работники, которые раньше работали в офисе, согласны перейти на дистанционный труд, необходимо оформить соответствующие дополнительные соглашения к трудовым договорам согласно ст. 72 ТК РФ.
Работодатель обязан будет возмещать работнику расходы, связанные с командировками и служебными поездками при разъездном характере работы согласно ст. 68, 168.1 ТК РФ.