По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Ожидания наемного работника как элемент психологического контракта

Соловьев Анатолий Владимирович д-р. экон. наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1, e-mail: savhome@yandex.ru

В научной литературе все больший интерес вызывает теория и практика психологического контракта, одним из основных элементов которого являются ожидания наемного работника. Автор рассматривает некоторые подходы к определению предметного поля этих ожиданий и излагает собственное видение их содержания.

Литература:

1. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала: учебное пособие. Практические задания (практикум). – М.: АльфаПресс, 2010. – С. 130 – 163.

2. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Бабынина Л. С. Экономика труда: учебник. В 2 т. Т. 1. – М.: АльфаПресс, 2007. – С. 154–156.

3. Denise M. R. Psychological and Implied Contracts in Organizations // Employee Responsibilities and Rights. Journal. – 1989. – Vol. 2. – № 2. – P. 123.

4. Хохлова Т. П. Организационное поведение: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 14.

5. Немов Р. С. Психологический словарь. – М.: Владос, 2007. – С. 255.

6. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002. – С. 175–176.

7. С орви н а Г. Н. Ис т ори я эк оном и че с к ой мысли Х Х столетия: лекция. – М.: Изд-во РАГС, 1998. – С. 97–99.

8. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – С. 302–304, 554.

9. Пигу А. Экономическая теория благосостояния: пер. с англ. – Т. II. – М.: Прогресс, 1985. – С. 281–282.

10. Грэхем Х. Т., Беннет Р. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие для вузов / пер. с англ. под ред. Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина. – М.: Юнити-Дана, 2003. – С. 101–102.

11. Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. – С. 163–164.

12. Лукичева Л. И. Управление персоналом: Курс лекций; практические задания; под ред. Ю. П. Анискина. – М.: Омега-Л, 2004. – С. 142–143.

13. Магомедов К. О. Роль мотивации в управлении персона лом // Упра вление персоналом: учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / под общ. ред. А. И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 196.

14. Потемкин В. К. Управление персоналом: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – С. 156–157.

15. Ловаков А. В. Современные тенденции в исследованиях организационной идентификации // Психологические проблемы современного бизнеса: сб. науч. ст. / под ред. В. А. Штроо, Н. Л. Ивановой, Н. В. Антоновой; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2011. – С. 145.

16. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1993. – С. 490.

17. Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / Дэвид Стиллман, Иона Стиллман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – С. 115.

18. Ансофф И. Индивидуальное и групповое сопротивление изменениям – М.: Кадры, 1994.

19. Прошкин Б. Г. Прин у ж дение ка к метод трудовой мотивации // Управление персоналом. – 2008. – № 11. – С. 42–44.

20. Федотов А. В. О ж и д а н и я – р е а л ь н ы й управленческий фактор в работе с персоналом // Деловой мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://delovoymir.biz/ozhidaniya-realnyyupravlencheskiy-faktor-v-rabote-s-personalom.html (дата обращения: 19.07.2018).

21. Климова С. Г., Абрамов Р. Н. Современный работник: концептуализация и эмпирическая проверка понятия // Мир России. – 2010. – Т. XIX. – № 2. – C. 98–117.

22. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 24–33.

В современных условиях, когда российские политики ставят задачу социально-экономического и инновационного развития страны, отечественные представители науки привносят в нее взгляды, далекие от решения этих стратегических задач. Речь идет о концепции психологического контракта (от англ. psychological contract), в котором одно из центральных мест отведено ожиданиям наемного работника как стороны указанного контракта.

Однако тема ожиданий наемных работников не является новой; она освещалась в учебной литературе по экономике труда при изложении научных точек зрения на проблему трудовой активности и мотивации труда [1, 2]. Предваряя наше видение о предмете анализа, выскажем следующее убеждение: выявление и осознание ожиданий наемных работников в современных условиях призвано пересмотреть отношение представителей бизнеса о качественной характеристике корпоративной социальной политики и управлении персона лом (человеческими ресурсами).

Дениз Русо, выступающая в качестве одного из теоретиков и пропа га ндистов пси хологического контракта, отмечает, что неявные и обусловленные отношениями ожидания составляют психологические и подразумеваемые контракты [3]. Далее она поясняет, что «…взаимные ожидания, связанные с контрактом, подразумевают, что одна сторона считает, что его или ее действия связаны с действиями другого» [3]. Очевидно, что в данном контексте речь идет о субъектах социально-трудовых отношений, у которых есть собственные ожидания, включая ожидания о поведении контрагента.

Обратим внимание на одно обстоятельство: Дениз Русо не раскрывает предмет ожиданий сторон психологического контракта. Аналогичным образом поступают и другие исследователи психологического контракта, и некоторые авторы, включающие ожидания в структуру механизма управления человеческими ресурсами организации [4].

В психологическом словаре Р. С. Немова раскрывается понятие термина «ожидания социальные»: ожидания социальные – вид социальных установок, представляющий собой ожидания будущих событий [5]. Очевидно, что когда речь идет о субъектах социальнотрудовых отношений, то каждый из них на практике может обладать социальными ожиданиями. Но для понимания сущности «психологического» или «имплицитного» контракта этого мало.

Для Цитирования:
Соловьев Анатолий Владимирович, Ожидания наемного работника как элемент психологического контракта. Кадровик. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: