Руководитель организации имеет двойственный статус: с одной стороны, он является наемным работником и его положение определяется трудовым законодательством, с другой – он единоличный исполнительный орган юридического лица, а значит, в этой части его статус регулируется гражданским законодательством.
В связи с этим руководитель как орган должен обеспечивать две стороны правового статуса организации – гражданскую правосубъектность и трудовую работодательскую правосубъектность, которая возникает одновременно или несколько позднее гражданской [1].
Данное обстоятельство позволяет работодателю в лице его волеобразующих органов (т.е. тех, которые формируют волю юридического лица (например, общее собрание акционеров открытого акционерного общества [2]) и участников (учредителей), уполномоченных ими органов, предъявлять к руководителю повышенные требования по выполнению возложенных на него должностных обязанностей, направленные на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе определять способы управления им. Выполнение особых полномочий может свидетельствовать о специальном трудоправовом статусе работника-руководителя [3].
Правовое регулирование труда руководителя организации осуществляется ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 273, ст. 274 ТК РФ).
Трудовое законодательство устанавливает повышенную ответственность руководителя за ненадлежащее исполнение обязанностей по трудовому договору, нарушение дисциплины труда или причинение вреда имуществу работодателя [4].
Трудовое законодательство устанавливает повышенную ответственность руководителя за ненадлежащее исполнение обязанностей по трудовому договору, нарушение дисциплины труда или причинение вреда имуществу работодателя.