По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Оценка удовлетворенности своей занятостью научно-педагогических работников в прекарных условиях

Камарова Татьяна Александровна старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62, E-mail: kta-2014@yandex.ru

В настоящей работе представлены результаты исследования, проводимого зимой 2020 г. среди научно-педагогических работников (НПР) российских вузов. Целью опроса было выявление степени удовлетворенности преподавателей условиями труда, основных признаков мотивации трудовой деятельности в прекарных условиях труда, а также главных преимуществ и недостатков образовательной деятельности. В результате анализа автором было отмечено обострение признаков прекаризации занятости научно-педагогических работников, связанных с трансформацией социально-экономических условий.

Литература:

1. Митрофанова Е.А. Прекаризация труда научно-педагогических работников вузов: состояние и тенденции развития // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2017. — Т. 6, №6. — С. 45–48.

2. Шевченко И.О. Преподаватели высшей школы в контексте прекарного труда / Судьбы российской интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее: сб. статей. Серия «Интеллигенция и современность. Выпуск XX». Министерство высшего образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», социологический факультет, Центр социологических исследований. 2019. С. 291–296.

3. Старцев М.В. Социально-экономические аспекты деятельности преподавателя провинциального российского вуза // Гаудеамус. — 2019. — Т. 18, № 4 (42). — С. 82–86.

4. Анисимов Р.И. Парадоксы труда и особенности прекаризации работников образования / Судьбы российской интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее: сб. статей. Серия «Интеллигенция и современность. Выпуск XX» Министерство высшего образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», социологический факультет, Центр социологических исследований. 2019. С. 297–302.

5. Буланова М.Б. Прекарность труда в сфере образования / Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В.А. Ядова): сб. мат-лов. 2019. С. 752–756.

6. Лютов Н.Л. Срочный трудовой договор как инструмент неустойчивой занятости: многократное перезаключение и возможность заключения с научно-педагогическими работниками // Трудовое право в России и за рубежом. — 2018. — № 4. — С. 18–21.

7. Воронина А.А. Условия труда научно-педагогических работников в трансформационных процессах высшего образования // Вопросы трудового права. — 2020. — № 3. — С. 56–61.

8. Патутина С.Ю. Привлечение молодежи к труду научно-педагогических работников как средство борьбы с прекаризацией / Достойный труд — основа стабильного общества: мат-лы XI международной науч.-практ. конф. 2019. С. 125–131.

9. Горелова О.Ю. Межвузовская мобильность преподавателей российских вузов // Вопросы образования. — 2016. — №2. — С. 229–258.

10. Precarious Responsibility: Teaching with Feminist Politics in the Marketized University [Ненадежная ответственность: преподавание с феминистской политикой в маркетизированном университете] // Journal of Feminist Scholarship 14 (Spring 2018). — URL: https://digitalcommons.uri.edu/jfs/ vol14/iss14/1.

11. Alicia Izharuddin / Precarious intellectuals: the freelance academic in malaysian higher education / Kajian Malaysia, Vol. 36, № 2. 2018. р. 1–20.

12. Камарова Т.А. Влияние прекаризации занятости на степень удовлетворенности условиями труда научно-педагогических работников вузов / Достойный труд — основа стабильного общества: мат-лы XI международной науч.-практ. конф. 2019. С. 20–26.

Мировые процессы глобализации стали причиной изменения экономического уклада, вследствие чего происходит модификация в сфере социально-трудовых отношений, это проявляется в трансформации форм занятости, условий и функций труда работников, роли всех субъектов трудовых отношений. Последствия происходящих изменений далеко не однозначны и могут носить двойственный характер, как положительный, так и отрицательный. Негативный эффект происходящих изменений проявляется в нестабильности занятости, снижением социальных гарантий работников, в неустойчивом положении работников, становясь источником прекарных условий труда.

В настоящее время уделяется большое внимание сущности современного феномена прекаризации труда, обусловленного трансформацией в экономической, общественной, социальной сферах, ускорением ритма жизни,«сверхинформацией», многозадачности.

Актуальность работы определяет тот факт, что в российской системе образования наблюдаются изменения в последние десятилетия, вследствие чего проявились негативные последствия для преподавателей в виде увеличения учебной нагрузки, изменения содержания и объемов работы, появление несвойственных для преподавателей административных обязанностей, повсеместный переход к краткосрочным трудовым договорам и эффективным контрактам, изменений условий оплаты труда и т.п., что является признаками прекаризации занятости научно-педагогических работников.

Цель настоящей работы заключается в определении оценки степени удовлетворенности условиями труда научно-педагогических работников, основных достоинств и недостатков образовательной деятельности. Объектом исследования являются НПР, предметом настоящего исследования — удовлетворенность условиями труда в прекарных условиях. Исходя из поставленной цели работы, были определены задачи исследования: выявить степень удовлетворенности условиями труда, определить основные мотивационные составляющие занятости преподавателей вузов, оценить последствия негативных результатов, которые влечет за собой прекаризация занятости НПР.

Для Цитирования:
Камарова Татьяна Александровна, Оценка удовлетворенности своей занятостью научно-педагогических работников в прекарных условиях. Кадровик. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: