Каждому этапу инновационного процесса свойственны свои закономерности и отличия. Формы инновационной активности отдельного работника в компании, в рамках которых проходят процессы рождения, восприятия, совершенствования и реализации различных инноваций, протекают как на индивидуальном, так и групповом уровнях, параллельно внутри одной и той же системы профессионального обучения и развития. Динамичное профессиональное обучение и развитие работников являются актуальными в современной быстроразвивающейся экономике, где непрерывное внедрение новшеств в производство и обслуживание требует от работников наличия соответствующих компетенций — знаний, опыта, умений, навыков. Это порождает вполне закономерный вопрос о том, как развивать и стимулировать развитие ключевых компетенций работников в условиях инновационной экономики.
Особенно остро данный вопрос стоит в отношении работников, деятельность которых связана с генерированием, разработкой и созданием инноваций, ибо только за счет передовых знаний, навыков и мышления создаются новшества. В связи с этим наше исследование посвящено изучению инструментов для развития и оценки ключевых компетенции работников-инноваторов с использованием современного инструментария, стимулирующего творческие процессы — геймификации.
Целью исследования является изучение возможностей применения игровых техник (геймификации) для развития, управления и оценки компетенций работника-инноватора в организации. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
— определение специфики и возможностей применения геймификации как инструмента развития компетенций работников;
— уточнение и характеристика ключевых компетенций для работника-инноватора;
— разработка методики развития и оценки ключевых компетенций работника-инноватора с применением инструментов геймификации.
На протяжении последних лет в научной литературе появились принципиально новые инструменты для профессионального развития, обучения и стимулирования трудовой деятельности работников. Одним из них является геймификация. Геймификация — это «целенаправленное использование игровых элементов для формирования нового опыта в неигровых задачах, процессах и контексте» [3].