Инновационный путь развития Республики Беларусь требует от предприятий повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, новых форм управления. Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается фундаментом его экономического успеха. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы. Но именно целенаправленно построенная система оценки персонала – первый показатель уровня кадровой работы в компании, так как непосредственно влияет на все ее направления.
При правильном проведении, оценка – эффективный инструмент, позволяющий выявить слабые и сильные стороны деятельности работников, составить план профессионального развития и повысить прибыльность бизнеса. Обратная связь помогает наладить открытый диалог, снять неудовлетворенность персонала, решить проблемы в управлении до того, как они станут критичными.
Оценка имеет для сотрудника, равно как и предприятия, целый ряд преимуществ. Среди них: ясное понимание поставленных задач, критериев успешности их выполнения, зависимости размера заработной платы и премий от результатов труда; гарантия того, что достижения не останутся без внимания (при условии, что система работает эффективно), а это значит, возможность профессионального и карьерного роста в компании.
При проведении оценки методом МВО система охватывает все должности в компании – от рядового персонала до топ-менеджеров.
Процесс оценки персонала в каждой компании организован посвоему. Системы оценки различаются степенью формализации, детализацией, используемыми ресурсами и т.д. Организация процесса оценки зависит от стадии развития компании, системы менеджмента, корпоративной культуры, стиля управления.
Любые методы могут быть подходящими или не подходящими для данной компании в данный момент времени. Многие руководители (и не только отечественные) воспринимают оценку как бюрократическую, формальную процедуру. И чем больше менеджер тратит времени и сил на непривычную для него работу по обработке анкет и вводу данных в компьютер, тем больше его недовольство. Кроме того, не всех устраивает тот факт, что оценке подвергается не только рядовой персонал, но и топ-менеджмент. Руководители часто бывают уверены, что они сами все знают о своих подчиненных и оценка не нужна.