По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Оценка отношения к себе как профессионалу: описание методики, возможности использования в системе государственной гражданской службы

Духновский Сергей Витальевич д-р психол. наук, профессор, Гуманитарный институт североведенья, Югорский государственный университет, 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16, E-mail: dukhnovskysv@mail.ru

В статье приводится описание психодиагностической методики «Оценка отношения к себе как профессионалу». Назначение опросника — оценка выраженности содержательных характеристик (активности — пассивности, позитивности — негативности) в отношении к себе как профессионалу с помощью самооценок тестируемого. Использование результатов тестирования может быть полезным, как в рамках проведения конкурсных процедур, так и при составлении индивидуального плана личностно-профессионального, карьерного развития государственного гражданского служащего. Оценка отношения к себе как профессионалу позволяет прогнозировать возможную трудовую мотивацию и удовлетворенность карьерой государственных гражданских служащих.

Литература:

1. Фер Р. М., Бакарак В. Р. Психометрика. Введение. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 445 с.

2. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности / Под ред. Д. Я. Райгородской // Психология самосознания: хрестоматия. Самара, 2003. С. 45–47.

3. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.

4. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

5. Карпинский К. В., Колышко А.М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики: монография. Гродно: ГрГУ, 2010. 140 с.

6. Дарижапова М. Н. Акмеологические особенности самоотношения государственных служащих: автореф. дис. … канд психол. наук. М., 2008. 26 с.

7. Герасимов П. Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» // Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. № 4 (12). С. 80–84.

8. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности / Под ред. Д.Я. Райгородской // Психология самосознания: хрестоматия. Самара, 2003. С. 45–47.

9. Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8. С. 15–31.

10. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М.: Институт психологии РАН, 2017. 262 с.

11. Поваренков Ю. П. Уточненная характеристика типов и видов деятельности профессионала // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 2. С. 4–26.

12. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. 234 с.

13. Духновский С. В. Психологическая надежность и кадровая безопасность (на примере государственной гражданской и муниципальной службы): Монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. 314 с.

14. Духновский С. В. Психологическая надежность и кадровая безопасность государственных гражданских и муниципальных служащих // Кадровик. 2019. № 3. C. 78–89.

15. Карпинский К. В., Гижук Т. В. Шкала удовлетворенности карьерой: разработка и психометрическая апробация // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 101–116.

16. Герчиков В. И., Опарина Н. Н. Мотивация персонала: методическое пособие // Справочник по управлению персоналом. Приложение. М., 2006.

17. Батурин Н.А. и др. Российский стандарт тестирования персонала // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 2. С. 67–138.

С активным использованием психодиагностики в системе государственной гражданской службы возросла потребность в методических материалах, обеспечивающих эффективность этой деятельности. Это обусловлено характером и способами получения профессиональной информации и дальнейшим ее использованием для принятия управленческих решений, в частности, кадровых вопросов. В этом контексте считаем, что создание компактного, надежного психодиагностического инструмента (отвечающего психометрическим требованиям), а также грамотное его использование повышают результативность и продуктивность кадровой диагностики в системе государственной гражданской службы.

В качестве такого инструмента предлагаем использовать созданную нами психодиагностическую методику «Отношение к себе как профессионалу». Будем исходить из постулата о том, что психологический тест — «не только средство тиражирования готового знания о человеке, но и новый источник такого знания» [1].

Теоретическое обоснование теста

В научно-практическом плане вопросы самоотношения (в нашем контексте это синоним отношения к себе), в том числе и профессионального, рассматривалась в работах Н. И. Сарджвеладзе [2], В. В.Столина [3], С. Р. Пантилеева [4], К. В. Карпинского, А. М. Колышко [5], М.Н. Дарижаповой [6], П. Е. Герасимова [7] и др.

Как указывает Н. И. Сарджвеладзе, «феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию, а понятие самоотношения является родовым относительно понятий самосознания, самооценки и других подобных понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности» [2, с. 45].

В. В. Столин рассматривает самоотношение как аффективный компонент самосознания, в частности как эмоциональный компонент единицы самосознания — смысла «Я». В этом контексте ученым были описаны три эмоциональные оси самоотношения: 1) симпатия — антипатия; 2) уважение — неуважение; 3) близость — отдаленность. А также три вида самоотношения: позитивное — способствующее самореализации; негативное — препятствующее самореализации и конфликтное — выступающее условием и способствующее и препятствующим самореализации [3].

Для Цитирования:
Духновский Сергей Витальевич, Оценка отношения к себе как профессионалу: описание методики, возможности использования в системе государственной гражданской службы. Кадровик. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: