По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Оценка эффективности корпоративного обучения сотрудников

Иванова Ольга Алексеевна канд. пед. наук, доцент, старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, 628412, Ханты-Мансийский автономный округ— Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1, e-mail: olgaivanova8@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена тем, что с учетом новых вызовов, связанных с переходом от управления процессом обучения к управлению опытом, за последние годы изменилась сама функция обучения. Если раньше мы учили для того, чтобы развивать сотрудников компании, то сейчас добавилась новая задача — привлечь и удержать таланты. Ее появление связано в том числе с тем, что на смену работникам старой закалки приходят люди поколения Y и Z. В этой связи автором представлены подходы к оценке эффективности обучения. В статье представлена методологическая основа оценки эффективности программ обучения сотрудников, рассмотрены кейсы лучших отечественных и зарубежных практик обучающих программ ведущих корпораций. Практическая значимость исследования позволит компаниям выстроить оценку эффективности обучения и принимать обоснованные решения при следующих вопросах: зачем необходима система обучения; какие стратегические задачи планируется решить; какие выбрать методы обучения; как сотрудники применят новые знания и умения.

Литература:

1. Казанцев К.Ю., Черных С.И. Корпоративное обучение в России: детерминация изменений / К. Ю. Казанцев, С.И.Черных // Дискурс. — 2021. — Т.7.— №5.— С. 112–125. 2. THNK. Executive leader ship program, 2016 [Электронный ресурс].— URL: https://www.thnk.org/content/ uploads/2019/0 4/ THNK- Executive Leadership-ProgramBrochure.pdf?_ ga =2.139691315.1629059947.1571080474734703781.1571080474 (дата обращения: 15.12.2022).

3. Тишкина Н. П., Мамедзаде Р. Э. О. Корпоративное обучение сотрудников в организациях: современные тренды и предпочтения / Н. П. Тишкина, Р. Э.О. Мамедзаде // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. — 2021. — Т. 11. — № 2 (34). — С. 127–134.

4. Грошев А.Р. Ширинкина Е.В. Формирование модели навыков будущего в условиях цифровизации // Кадровик.— 2022. — № 1. — С. 69–78.

5. Захарова О. А., Минин М.Г. Мониторинг корпоративного обучения / О. А. Захарова, М. Г. Минин // Образовательные технологии и общество. — 2017. — Т. 20. — № 2. — С. 454–462.

6. Антоненко Н.А., Наташкина Е.А., Седых Ю.Н. Корпоративное обучение и основы функционирования корпоративного университета / Н.А. Антоненко, Е.А. Наташкина, Ю.Н Седых // Вестник Тульского филиала Финуниверситета.— 2021. — № 1. — С. 180–182.

7. Association for Talent Development. 2016 State of the Industry // ATD Research, 2016 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.td.org/soir2018 (дата обращения: 15.12.2022).

8. Ширинкина Е. В. Индикаторы эффективности управления человеческим капиталом // Экономика и менеджмент систем управления. — 2017. — Т. 24. — № 2. — С. 51–56.

9. Богатенкова Е. Ю. Организация корпоративного обучения / Е. Ю. Богатенкова // Проблемы и перспективы современной науки. — 2016. — № 10.— С. 104–109.

10. Евстратова Т.А. Корпоративное обучение: инструменты и актуальные подходы / Т.А. Евстратова // Студенческий вестник. — 2021. — № 44-6 (189).— С. 35–37.

11. Стрельников А. В. Формы корпоративного обучения как элемента системы непрерывного обучения персонала / А. В. Стрельников // Сервис в России и за рубежом. — 2011. — № 2 (21). — С. 104–110.

12. Leimbach M. Learning Transfer Model A Research-Driven Approach to Enhancing Learning Effectiveness, 2017 [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.wilsonlearning.com/wlw/researchpaper/hr/learning-transfer (дата обращения: 15.12.2022)

13. Ширинкина Е.В. Обучающаяся организация — модель переподготовки персонала как ответ на новые вызовы профессий и навыков будущего // Кадровик. — 2021. — № 11. — С. 104–112.

14. Minerva. Frequently asked questions, 2019 [Электронный ресурс].— URL: https://www.minerva.kgi. edu/frequently-asked-questions/ (дата обращения: 15.12.2022).

В 2014 г. компания McKinsey провела опрос среди 1500 компаний по всему миру и выяснила, что текущие инвестиции в формальное обучение составляют примерно 4 % от фонда оплаты труда [1, 2]. При этом на одного сотрудника в год приходится в среднем 34 часа формального обучения. Больше половины компаний готовы обучать работников еще дольше и планировали в ближайшие три года увеличить затраты на формальное обучение на 60 %.

Однако, несмотря на планы увеличить расходы, топ-менеджеры не вполне удовлетворены соответствием обучения стратегическим приоритетам компаний, и только половина руководителей считают, что корпоративное обучение является драйвером стратегических изменений в их компаниях.

Чтобы понять, насколько мудро были потрачены средства, можно оценить, как саму систему обучения, так и его результаты. Мы получаем разные данные, но в конечном счете и в первом, и во втором случае нужно разобраться, для принятия каких решений будет использоваться эта информация. Вот примеры вопросов, которые помогут выстроить оценку эффективности обучения и принимать обоснованные решения:

• Зачем нам вообще нужна система обучения?

• Какие стратегические задачи мы планируем решить?

• Кого мы собираемся учить?

• Чему учить? Определение контента.

• Кто будет учить?

• Какие выбрать методы обучения?

• Как сотрудники применяют новые знания и умения?

Интенсивно развивается самообучение с помощью интернета. Работники получили массу возможностей совершенствоваться самостоятельно, без помощи компании.

Ответы нужно давать с учетом новых вызовов, связанных с переходом от управления процессом обучения к управлению опытом. Дело в том, что за последние годы изменилась сама функция обучения [3, 4]. Если раньше мы учили для того, чтобы развивать сотрудников компании, то сейчас добавилась новая задача — привлечь и удержать таланты. Ее появление связано в том числе с тем, что на смену работникам старой закалки проходят люди поколения Y и Z.

Для Цитирования:
Иванова Ольга Алексеевна, Оценка эффективности корпоративного обучения сотрудников. Кадровик. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: