Было обследовано 153 научно-педагогических работника. В качестве психодиагностических методик использовались авторские разработки: «Шкалуа отношения ко времени», опросник «Переживание кризиса личностью», а также «Шкала субъективного благополучия», адаптированная М. В. Соколовой. Обследованная выборка была разделена на две группы. Первая — преподаватели с временной зависимостью (57 обследованных), вторая — субъекты с временной свободой как показателем отношения ко времени (96 обследованных). Установлено, что у преподавателей вузов с временной свободой выражено субъективное благополучие и кризисный профиль — «психологическое здоровье», тогда как у преподавателей с временной зависимостью имеет место переживание субъективного неблагополучия и кризисный профиль «истощение»
Предмет методики— временная свобода, зависимость, инфантилизм как феномены отношения субъекта к своему времени.
Временная организация, способность управлять своим временем, является одним из важных и необходимых условий для качественной и эффективной трудовой деятельности научно-педагогических работников. В этом контексте актуальными для изучения являются вопросы отношения ко времени как особенности его восприятия и использования в качестве ресурса для решения задач, возникающих в повседневной жизни и трудовой деятельности, а также для личностного и профессионального развития и саморазвития. Соответственно, в отношении ко времени находят свое выражение психологические и профессиональные характеристики преподавателей вузов, в том числе и такая особенность, как профессионально-психологическое благополучие.
Укажем, что вопросы психологического времени, его роли в жизни и деятельности людей раскрывались в работах К.А. Абульхановой, Т.Н. Березиной [1], Е. М. Вечкановой [4], Е. И. Головахи, А. А. Кроника [5], Ж. В. Горькой [5], С. В. Духновского, Е.В. Забелиной [9], Ф. Зимбардо [10], Я. В. Кравцовой, Т. Д. Дубовицкой, А. Г. Абдуллиным [11], С.Б. Нестеровой [14], А. А. Чеврениди [16] и др. Проблема благополучия личности, в том числе и профессионального, рассматривалась в исследованиях Р.А. Березовской [2], Е. В. Бородкиной [3], Л.В. Куликова [12], С.А. Минюровой, И.В. Заусенко [13], Р.М. Шамионова [17] и др.