По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Отношение ко времени как индикатор профессионально-психологического благополучия научно-педагогических работников

Духновский Сергей Витальевич д-р психол. наук, профессор, Гуманитарный институт ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16, е-mail: dukhnovskysv@mail.ru
Мищенко Владимир Александрович д-р пед. наук, профессор, Гуманитарный институт ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16, е-mail: vam7405@ mail.ru
Миронов Андрей Валерьевич канд. психол. наук, доцент, директор, Гуманитарный институт ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16, е-mail: milan109@ yandex.ru

В статье приводятся результаты эмпирического исследования отношения ко времени преподавателей университета как индикатора их профессионально-психологического благополучия. Результаты корреляционного анализа показали, что повышение значений по методике «Шкала отношения ко времени» в континууме «свобода — зависимость» сопровождается изменением показателей субъективного благополучия и величины кризисной нагрузки и ее составляющих. Установленные корреляционные связи, а также различия в выраженности субъективного благополучия и кризисного профиля у научно-педагогических работников сразным отношением ко времени позволяют сделать заключение о том, что временные свобода и зависимость являются индикаторами их профессионально-психологического благополучия.

Литература:

1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.

2. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. С. 2.

3. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31–34.

4. Вечканова Е. М. Специфика временной перспективы личности при различных уровнях переживания кризиса идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. №4–2 (60). С. 117–122.

5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев.: Наукова Думка, 1984. 207 с.

6. Горькая Ж.В. Социокультурный анализ психологии восприятия времени // Вестник СамГУ. 2014. № 9 (120). С. 245–250.

7. Духновский С. В. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2021. 353 с.

8. Духновский С.В. Шкала «Отношение ко времени»: психометрическая характеристика и возможности использования // Личность: ресурсы и потенциал. 2021. № 4 (21). С. 59–66.

9. Духновский С. В., Забелина Е. В. Особенности отношения ко времени у выпускников вузов с разным уровнем субъективного благополучия и оптимизма // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 673–681.

10. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.

11. Кравцова Я. В., Дубовицкая Т. Д., Абдуллин А.Г. Психологическое время и самоэффективность личности // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. №3. С. 17–23.

12. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

13. Минюрова С. А., Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога. Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 94–101.

14. Нестерова С. Б. Теоретические подходы к понятию «психологическое время» // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2019. № 1. С. 159–169.

15. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. 14 с.

16. Чеврениди А.А. Особенности временной перспективы у руководителей разного должностного уровня // Организационная психология. 2019. Т. 7. №1. С. 83–96.

17. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 180 с.

Было обследовано 153 научно-педагогических работника. В качестве психодиагностических методик использовались авторские разработки: «Шкалуа отношения ко времени», опросник «Переживание кризиса личностью», а также «Шкала субъективного благополучия», адаптированная М. В. Соколовой. Обследованная выборка была разделена на две группы. Первая — преподаватели с временной зависимостью (57 обследованных), вторая — субъекты с временной свободой как показателем отношения ко времени (96 обследованных). Установлено, что у преподавателей вузов с временной свободой выражено субъективное благополучие и кризисный профиль — «психологическое здоровье», тогда как у преподавателей с временной зависимостью имеет место переживание субъективного неблагополучия и кризисный профиль «истощение»

Предмет методики— временная свобода, зависимость, инфантилизм как феномены отношения субъекта к своему времени.

Временная организация, способность управлять своим временем, является одним из важных и необходимых условий для качественной и эффективной трудовой деятельности научно-педагогических работников. В этом контексте актуальными для изучения являются вопросы отношения ко времени как особенности его восприятия и использования в качестве ресурса для решения задач, возникающих в повседневной жизни и трудовой деятельности, а также для личностного и профессионального развития и саморазвития. Соответственно, в отношении ко времени находят свое выражение психологические и профессиональные характеристики преподавателей вузов, в том числе и такая особенность, как профессионально-психологическое благополучие.

Укажем, что вопросы психологического времени, его роли в жизни и деятельности людей раскрывались в работах К.А. Абульхановой, Т.Н. Березиной [1], Е. М. Вечкановой [4], Е. И. Головахи, А. А. Кроника [5], Ж. В. Горькой [5], С. В. Духновского, Е.В. Забелиной [9], Ф. Зимбардо [10], Я. В. Кравцовой, Т. Д. Дубовицкой, А. Г. Абдуллиным [11], С.Б. Нестеровой [14], А. А. Чеврениди [16] и др. Проблема благополучия личности, в том числе и профессионального, рассматривалась в исследованиях Р.А. Березовской [2], Е. В. Бородкиной [3], Л.В. Куликова [12], С.А. Минюровой, И.В. Заусенко [13], Р.М. Шамионова [17] и др.

Для Цитирования:
Духновский Сергей Витальевич, Мищенко Владимир Александрович, Миронов Андрей Валерьевич, Отношение ко времени как индикатор профессионально-психологического благополучия научно-педагогических работников. Кадровик. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: