Начиналась история отеля в далеком 1898 году. Именно тогда Санкт-Петербургское страховое общество приобрело для дальнейшей перестройки старую гостиницу в самом центре Москвы, на Театральной площади. Москвичи издавна называли ее «Челыши» по фамилии бывшего владельца — купца первой гильдии Павла Ивановича Челышева. Идейным вдохновителем нового строительства стал знаменитый меценат и предприниматель Савва Мамонтов. К работе над проектом нового отеля привлекли знаменитого архитектора, классика московского модерна Уильяма Валькотта.
Его замысел поражал своей грандиозностью. «Новый Вавилон ХХ века» — так называли «Метрополь» современники. На строящуюся гостиницу приходили смотреть как на чудо. Она оснащалась самым современным по тем временам оборудованием: электрическими лифтами, горячим водоснабжением, холодильными установками, специальной вентиляцией. Оформляли здание знаменитые художники Врубель, Поленов, Коровин.
В 1991 году обновленный гостиничный комплекс «Метрополь» был признан отелем высшей категории и стал первой гостиницей Москвы, работающей по международным стандартам.
Главным украшением нового отеля стало керамическое панно «Принцесса Греза», выполненное по эскизу Михаила Врубеля. Оно и сейчас расположено на центральном фасаде «Метрополя», выходящем на Театральный проезд. Сюжет был заимствован из одноименной пьесы Эдмона Ростана. Французский драматург, в свою очередь, использовал широко распространенную в Средние века легенду о любви трубадура Джауфре Рюделя к триполийской принцессе Мелиссанде. В старинной биографии поэта рассказывалось, что он полюбил Мелиссанду, никогда не видя ее, лишь слыша восторженные рассказы о ней паломников. Рюдель сложил о принцессе множество превосходных стихов, а затем, желая увидеть ее, снарядил корабль и отправился в Триполи. В пути он тяжело заболел. Его спутники думали, что он не доживет до берега. Однако любовь придала ему сил. В порту Мелиссанда пришла на корабль, и Рюдель успел увидеть ее, прежде чем испустил дух.