По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008: 379.822 DOI:10.33920/igt-1-2503-01

Отель как часть туристского образа Санкт-Петербурга

Ирина Валерьевна Земцова кандидат искусствоведения, доцент кафедры туризма, гостеприимства и сферы обслуживания, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 196605, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10
Максим Игоревич Скирденко заместитель начальника отдела приема и обслуживания гостей отеля «Артстудио Московский», магистрант, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 196605, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10

В статье анализируются элементы, влияющие на формирование туристского бренда города, его положительный образ и конкурентную идентичность. Отели представлены как часть туристской инфраструктуры, а их концептуальная составляющая рассматривается как важная часть городского креативного пространства, способствующая повышению привлекательности туристской дестинации. Авторами проанализирован творческий подход отелей Санкт-Петербурга в использовании культурного наследия города при формировании стратегии продвижения отеля.

Литература:

1. Авилова, Н. Л., Хаванова, Н. В. Отели в литературном туризме: технологии и механизмы тематизации пространств // Современные проблемы сервиса и туризма.— 2023. — Т. 17. — №3. — С. 107–119.

2. Афанасьев, О. Е., Афанасьева, А. В. Сторителлинг дестинаций как современная технология туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2017. — Т.11. — № 3. — С. 7–24.

3. Визгалов, Д. В. Брендинг города. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. — 160 с.

4. Глинская, И. Ю. Территориальный брендинг как инструмент развития региона // Российская школа связей с общественностью. — М., 2024. — Вып. 32.— 190 с. (с. 10–26)

5. Зелезинский, А. Л., Архипова, О. В., Ходос, Д. В., Владыкина, Ю. О. Айдентика и брендинг гостиниц как фактор продвижения услуг предприятий индустрии гостеприимства // Экономический вектор. — 2021. — № 2 (25). — С. 63–70.

6. Земцова, И. В. Иммерсивные мероприятия в отеле как технология туристского сторителлинга // Сервису и туризму — инновационное развитие: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. — СПб., 2024. — С. 66–72.

7. Земцова, И. В., Шкуропат, С. Г. Использование иммерсивных и художественных практик в создании мультисенсорного пространства бутик-отеля // Манускрипт. — 2024. — Т. 17. — Вып. 4. — С. 736–743.

8. Кащук, А. А. Территориальный брендинг: концепция продвижения бренда города / Под ред. проф. А.Д. Кривоносова // Брендинг как коммуникационная технология XXI века: материалы IХ Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 27 февраля — 2 марта 2023 г. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. — С. 29–31.

9. Пайн, II Б. Дж., Гилмор, Дж. Г. Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена. — М.: Вильямс, 2005. — 304 с.

10. Родькин, П. Е. Брендинг территории: к проблеме репрезентации и бренд-идентификации // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2018. — Т. 12. — № 4. — С. 25–34.

11. Anholt, S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. Palgrave Macmillan. — 2007. — Р. 3, 4.

12. Kavaratzis, M. Cities and their brands: Lessons from corporate branding // Place Branding and Public Diplomacy. — 2009. — № 5 (1). — P. 26–37.

13. Towards Effective Place Brand Management: Branding European Cities and Regions. Edited by Gregory Ashworth and Mihalis Kavaratzis. — Cheltenham, U. K. and Northampton, MA, USA: Edward Elgar Publishing Limited, 2010. — P. 279.

1. Avilova, N. L., Khavanova, N. V. Hotels in literary tourism: technologies and mechanisms of thematization of spaces. Modern problems of service and tourism. 2023, Vol.17, No. 3, рр. 107–119.

2. Afanasyev, O. E., Afanasyeva, A. V. Destination storytelling as a modern tourism technology. Modern problems of service and tourism. 2017, Vol.11, No. 3, рр. 7–24.

3. Vizgalov, D. V. City branding. Moscow: Institute of Urban Economics Foundation, 2011, 160 p.

4. Glinskaya, I. Yu. Territorial branding as a tool for regional development. Russian School of Public Relations. Issue. 32. Moscow, 2024, 190 p. (рр. 10–26)

5. Zelezinsky, A. L., Arkhipova, O. V., Khodos, D. V., Vladykina, Yu. O. Identity and branding of hotels as a factor in promoting services of hospitality industry enterprises. Economic vector. 2021, No. 2 (25), рр. 63–70.

6. Zemtsova, I. V. Immersive events in the hotel as a technology of tourist storytelling. Innovative development for service and tourism. Proceedings of the XIV All-Russian scientific and practical conference. St. Petersburg, 2024, рр. 66–72.

7. Zemtsova, I. V., Shkuropat, S. G. Use of immersive and artistic practices in creating a multisensory space of a boutique hotel. Manuscript. 2024, Vol. 17, Is. 4, рр. 736–743.

8. Kashchuk, A. A. Territorial branding: the concept of promoting a city brand. Branding as a communication technology of the 21st century: materials of the IX International scientific and practical conference. St. Petersburg. February 27 — March 2, 2023. Edited by prof. A. D. Krivonosov. SPb.: Publishing house of SPbGEU, 2023, рр. 29–31.

9. Pine II, B. J., Gilmore, J. G. The impression economy. Work is a theater, and every business a stage. Moscow: Williams, 2005, 304 p.

10. Rodkin, P. E. Territory branding: on the problem of representation and brand identification. Modern problems of service and tourism. 2018, T. 12, No. 4, рр. 25–34.

11. Anholt, S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. Palgrave Macmillan. 2007, pp. 3, 4.

12. Kavaratzis, M. Cities and their brands: Lessons from corporate branding. Place Branding and Public Diplomacy. 2009, No. 5 (1), рр. 26–37.

13. Towards Effective Place Brand Management: Branding European Cities and Regions. Edited by Gregory Ashworth and Mihalis Kavaratzis. — Cheltenham, UK and Northampton, MA, USA: Edward Elgar Publishing Limited, 2010, р. 279.

Дата поступления рукописи в редакцию: 27.02.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 03.03.2025.

С начала нового века внимание маркетологов и исследователей городского пространства занимает вопрос брендирования городов и специфики формирования брендов туристских дестинаций. Первым понятие брендинга территории сформулировал Саймон Анхольт в 2002г. Позже, введя понятие конкурентной идентичности, он связал бренд-менеджмент городов в том числе с туризмом [11, с. 3, 4]. Вслед за ним многие исследователи стали рассматривать брендинг не только как инструмент обновления города, но и как сегмент брендинга туристского направления.

Системный подход в понимании брендинга городов, процесса создания уникальной городской идентичности и управления ею предложили в ряде работ Грегори Эшворт и Михалис Каварацис. Они выявили важность не только функциональных и материальных элементов бренда, формирующих позитивный образ города за счет реальных изменений в его инфраструктуре и городской среде, но также и эмоциональных составляющих, поскольку бренд рождается из ассоциаций, складывающихся в общественном сознании, и он же формирует такие ассоциации [12,13]. Это нематериальная составляющая бренда, к которой относят также репутацию и идентичность, таким образом «территория идентифицируется через систему культурных, исторических и социальных элементов — образов, знаков, ассоциаций, впечатлений, стереотипов, смыслов, достопримечательностей, через сумму впечатлений» [10, с.28]. Туристская индустрия, будучи динамично развивающимся сектором, становится мощным инструментом для продвижения бренда города, в то же время используя бренд как обещание реализации желаемых переживаний путешествия.

Ресурсами для конструирования образа территории могут быть как материальные объекты — исторические и архитектурные памятники, ландшафты природные и искусственные, так и вложенные в территорию смыслы — от исторической памяти до местных легенд. Как отмечает И.Ю. Глинская, это могут быть даже современные фестивали и ежегодные праздники [4, с. 22], а также выдающиеся личности и даже литературные герои и неформальные, но любимые образы. Так, в новой концепции бренда города Петербург предстает как место, созданное и создаваемое выдающимися людьми [8, с. 31].

Для Цитирования:
Ирина Валерьевна Земцова, Максим Игоревич Скирденко, Отель как часть туристского образа Санкт-Петербурга. Гостиничное дело. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: