Согласно ст. 2 ТК РФ, к задачам трудового законодательства относится правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по обязательному социальному страхованию.
Заключение работником трудового договора и осуществление трудовой деятельности связаны с приобретением работником страхового и трудового стажа, в том числе специального трудового стажа, приобретение которых становится затем основанием для возникновения социально-обеспечительных прав1, в частности права на получение пенсионных прав, право на пособия; граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, социальных услуг и др.
Одним из юридических фактов, влекущих возникновение социально-обеспечительных отношений между работником и государством (уполномоченным государством органов) либо работником и негосударственными организациями, могут быть социально-обеспечительные договоры.
В текст пенсионного договора могут быть включены основания приобретения участником пенсионного договора права на получение негосударственной пенсии, которые именуются пенсионными.
Исследователи в области права социального обеспечения указывают, что категория договора утратила отраслевую принадлежность. Договор в целом, оторвавшись от сферы сугубо цивилистической, приобрел значение универсального инструментария [1].
Договорные конструкции, как отмечалось, применяются за пределами гражданского оборота [1]. Исключением не является и отрасль права социального обеспечения, которая в советский период сформированная как публичная отрасль права, при переходе России к рыночной экономике, изменению модели социального обеспечения в настоящее время обладает единством публичных и частных начал правового регулирования.
Проблемы, а так же дефекты правого регулирования такого рода социально-обеспечительных отношений, основанием возникновения которых могут быть социально-обеспечительные договоры, должны учитываться специалистами в области кадрового делопроизводства.