По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Осуществление надзорных полномочий федеральной инспекцией труда: перспективы внедрения электронного надзора в целях защиты трудовых прав*

Сапфирова Аполлинария Александровна д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой земельного, трудового и экологического права, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина», E-mail: pol499@ yandex.ru

В статье анализируются отдельные положения нового Закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле применительно к деятельности федеральной инспекции труда в целях выявления перспектив внедрения электронного надзора для защиты трудовых прав. Доказывается, что контрольные надзорные мероприятия оказывают положительное воздействие на защиту трудовых прав, в то время как провозглашенный приоритет профилактических надзорных мероприятий позволит усилить предупреждение нарушений трудовых прав. К проявлению наличия осуществления надзорных полномочий в электронной форме можно отнести такое контрольное мероприятие, как мониторинг безопасности. В статье обосновывается, что его следует относить впервую очередь к профилактическим надзорным мероприятиям.

Литература:

1. Бердычевский В.С. Защита трудовых прав работников органами федеральной инспекции труда как форма реализации конституционного принципа свободы труда. Р-н/Д, 2003.

2. Богдан В.И. Становление и развитие фабричного законодательства Российской империи в конце XIX — начале XX века. Историко-юридическое исследование. 2002.

3. Смоленская О.А. Фабричная инспекция и ее деятельность по охране труда детей и женщин в 1882–1905 гг. (на материалах Курской и Воронежской губерний). Курск, 2007. 27 с.

4. Губенко М.И. Правовое регулирование охраны труда, надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Пермь, 2003. 24 с.

5. Титор С.Е. Органы контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде в России: историко-правовое исследование. Саратов, 2009. 23 с.

6. Попова О.И. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации. М., 2009. 30 с.

7. Попова О.И. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. М., 2009. 30 с.

8. Нестерова Т. А. Государственные органы и их служащие в системе защиты трудовых прав. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005. 406 с. и др.

9. Вишневская А. Е. Правовое и организационное обеспечение прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства. М., 2011. 25 с.

10. Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской федерации. Екатеринбург, 2009. 24 с.

11. Царев С.Ю. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства. Саратов, 2011. 32 с.

12. Петров С.М. Административно-правовые вопросы организации и осуществления государственного надзора и контроля в сфере трудовых отношений: Дис. … канд. юрид.наук. М., 169 с.

13. Таль Л. С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918. С. 28–33.

14. Интервью. Заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков в эфире программы «Вести. Экономика» о реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права //http://www. rostrud.ru/press_center/intervyu/340726/; 15.10.2015. Интервью. Обсуждаем инструменты защиты трудовых прав, предлагаемые Рострудом, с заместителем руководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаилом Иванковым //http://www.rostrud. ru/press_center/intervyu/350567/.

15. Доклады об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения за 2017–2020 годы // https://rostrud. gov.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=14167.

16. Доклады об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения за 2013–2019 годы // https:// rostrud.gov.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ ID=14167.

17. Карауш С.А., Герасимова О.О., Герасимова Е.А. Анализ эффективности работы государственной инспекции труда в Сибирском федеральном округе // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития. Материалы 5 международной научно-практической онлайн-конференции / Под науч. ред. И.П. Нужиной, С.А. Астафьева, Л.А. Каверзиной, Ю. Б. Скуридиной. Томск, 2018. С. 192–196.

18. Информация Федеральной налоговой службы от 23 марта 2021 г. «В России зарегистрировались два миллиона самозанятых» // https://profkadrovik.ru/news/ elem-fns-rossii-budet-vyyavlyat-podmenutrudovykh-otnosheniy-dogovorami-ssamozanyatymi-/?utm_medium=email&utm_ source=UniSender&utm_campaign=02_04_ all.

Проводимая в России реформа в области контроля (надзора) отразилась на деятельности всех органов исполнительной власти, в компетенции которых есть реализация надзорной функции государства. Венцом ее проведения можно считать принятие нового Закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»), принятие которого можно ознаменовать как революцию в сфере контрольно-надзорной деятельности нашего государства (далее — Закон). В Законе обозначаются не только традиционные контрольные мероприятия (правда, теперь они классифицированы и имеют четкое содержание и правила проведения), но и новые современные профилактические мероприятия (с взаимодействием с подконтрольным объектом и без такового). Главный акцент теперь делается на предупреждение нарушений обязательных требований, в то время как в прежнем содержании контрольнонадзорной деятельности ударение ставилось на выявление нарушений и восстановление нарушенных прав.

Одним из таких надзорных органов является федеральная инспекция труда, осуществляющая федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. федеральная инспекция труда (далее по тексту — ФИТ, инспекция труда) входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) в качестве наиболее крупного структурного подразделения, охватывающего непосредственно Роструд и государственные инспекции труда (ст.354 Трудового кодекса РФ). В настоящем исследовании не представляется заслуживающим внимания изучение некорректности определения «федеральная инспекция труда», редакция которого позволяет содержанием узкого термина охватить более широкое понятие. Здесь нами только констатируется единственное нормативно закрепленное понятие ФИТ.

Правовое регулирование деятельности федеральной инспекции труда осуществляется на основании в первую очередь Трудового кодекса РФ.

Для Цитирования:
Сапфирова Аполлинария Александровна, Осуществление надзорных полномочий федеральной инспекцией труда: перспективы внедрения электронного надзора в целях защиты трудовых прав*. Кадровик. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: