Проводимая в России реформа в области контроля (надзора) отразилась на деятельности всех органов исполнительной власти, в компетенции которых есть реализация надзорной функции государства. Венцом ее проведения можно считать принятие нового Закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»), принятие которого можно ознаменовать как революцию в сфере контрольно-надзорной деятельности нашего государства (далее — Закон). В Законе обозначаются не только традиционные контрольные мероприятия (правда, теперь они классифицированы и имеют четкое содержание и правила проведения), но и новые современные профилактические мероприятия (с взаимодействием с подконтрольным объектом и без такового). Главный акцент теперь делается на предупреждение нарушений обязательных требований, в то время как в прежнем содержании контрольнонадзорной деятельности ударение ставилось на выявление нарушений и восстановление нарушенных прав.
Одним из таких надзорных органов является федеральная инспекция труда, осуществляющая федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. федеральная инспекция труда (далее по тексту — ФИТ, инспекция труда) входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) в качестве наиболее крупного структурного подразделения, охватывающего непосредственно Роструд и государственные инспекции труда (ст.354 Трудового кодекса РФ). В настоящем исследовании не представляется заслуживающим внимания изучение некорректности определения «федеральная инспекция труда», редакция которого позволяет содержанием узкого термина охватить более широкое понятие. Здесь нами только констатируется единственное нормативно закрепленное понятие ФИТ.
Правовое регулирование деятельности федеральной инспекции труда осуществляется на основании в первую очередь Трудового кодекса РФ.