В условиях гиг-, платформенной экономики, цифровизации всех процессов меняется структура занятости и происходит изменение форм трудовых отношений, появляются нестандартные формы занятости, и вместо заключения трудовых договоров с работниками компании предпочитают заключать договоры гражданско-правового характера. Развиваются такие формы занятости, как само- и платформенная занятость [1, с. 153]. Положение таких работников оказывается менее защищено с точки зрения их прав и предоставляемых им гарантий.
Появляется необходимость обеспечивать права работников, занятых на условиях само- или платформенной занятости. И одним из таких инструментов может стать их поддержка со стороны профсоюзов, поэтому целесообразно ознакомиться с опытом как России, так и ряда зарубежных стран по регулированию и практике правовой защиты коллективных прав самозанятых и работников платформ через профсоюзы.
На данном этапе развития платформенной занятости и труда самозанятых граждан необходимо урегулировать вопросы, связанные с защитой их прав посредством профсоюзов, введения коллективных переговоров и заключения коллективных соглашений между такими работниками и цифровыми платформами, через которые они работают.
Работники платформ и самозанятые является более слабой стороной во взаимодействии с платформой, поскольку, как правило, вынуждены соглашаться на те условия оказания услуг / выполнения работ, которые являются для них менее выгодными, а зачастую даже кабальными [2, с. 114].
Практика показывает, что пока правовой статус «независимых подрядчиков» до конца не урегулирован, возможности защиты своих прав работниками через профсоюз не всегда поддерживаются в судебном порядке, что также требует нормативного урегулирования. Такое взаимодействие между профсоюзами, платформами и их работниками с нестандартными формами занятости требует своего правового регулирования и закрепления в национальном законодательстве о занятости, внесения соответствующих изменений в законодательство о профсоюзах.