По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.23/24

Особенности составления и организации работы с должностными инструкциями и регламентами бизнес-процессов

Долганова Ольга Игоревна канд. экон. наук, консультант-аналитик, преподаватель, Международная бизнес-школа EXECUTIVE MBA LWB, г. Москва, Колокольников пер., д. 22, стр. 5, e-mail: o.dolganova@list.ru

В статье рассмотрены вопросы организации работы с должностной инструкцией и регламентом бизнес-процессов, показано основное назначение данных документов, описаны особенности их составления и поддержания в актуальном состоянии.

Литература:

1. Пшенко А.В., Доронина Л.А. Документационное обеспечение управления. – М.: Академия, 2014. – 224 с.

2. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

3. Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Изд-во «Юрайт», 2016. – 289 с.

Одной из задач кадрового делопроизводства является управление жизненным циклом организационно-правовой документации, регулирующей права, обязанности и ответственность сотрудников, работающих в компании. К этой документации относятся должностные инструкции и регламенты бизнес-процессов. Необходимо отметить, что эти документы не являются обязательными к разработке и внедрению на предприятии, но они могут существенно облегчить реализацию процедур управления и контроля исполнения сотрудниками своих функциональных обязанностей.

Должностная инструкция – это организационно-распорядительный документ, с помощью которого определяются права, обязанности и ответственность конкретного должностного лица [1]. Это локальный организационно-правовой акт, обязательный к исполнению, без ограничений по сроку действия. Можно сказать, что она (должностная инструкция) является универсальным документом, поскольку она будет полезна для любой компании как инструмент организации и управления деятельностью сотрудников.

Некоторые компании пренебрегают составлением должностных инструкций. А в тех, где такая работа ведется, часто ответственность за их написание возлагают на специалистов по работе с персоналом. Такой подход не позволяет получить максимальный эффект, поскольку сотрудники отдела кадров не обладают полной информацией о специфике деятельности и требованиях, предъявляемых к конкретном у должностному лицу. Это приводит к составлению типовой инструкции, не содержащей уточняющих и дополняющих формулировок, которые призваны более точно охарактеризовать деятельность сотрудника. Cледовательно, по большому счету, задача выполнена частично, данный организационный документ не сможет в полной мере быть использован по назначению, то есть применен для реализации управленческих и контрольных функций должным образом.

Однако, если более внимательно подойти к процедуре ее написания, привлечь руководителя соответствующего структурного подразделения, согласовать ее с юристом и другими заинтересованными лицами, то получится качественный документ, позволяющий четко определить требования, предъявляемые к должностному лицу, а также его права и взаимоотношения, возникающие в рамках исполнения его функциональных обязанностей.

Для Цитирования:
Долганова Ольга Игоревна, Особенности составления и организации работы с должностными инструкциями и регламентами бизнес-процессов. Кадровик. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: