Локальные нормативные акты принимаются организацией в установленном законом порядке в двух следующих случаях.
Во-первых, по вопросам, регулирование которых целиком отнесено законодательством к компетенции организации. Например, ст. 135 ТК РФ прямо устанавливае т, чт о сис т ем ы зарабо тной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются для работников организаций, которые не финансируются из бюджета, в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах организаций, трудовых договорах.
Во-вторых, это случаи, когда законодатель решил проблему по существу, а дальше сделал указание на те конкретные ситуации, когда, где и кем должна быть принята локальная норма права.
Так, ст. 101 ТК РФ дает легальное определение понятия «ненормированный рабочий день» и пред усматривает, что перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка. Более того, ст. 41 ТК РФ прямо устанавливает, что в коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
Вместе с тем в юридической литературе было высказана точка зрения о том, что локальные нормы восполняют пробелы в трудовом праве [1]. Кроме того, отмечалось, что в отдельных случаях локальные нормы могли содержать элементы «опережающего» регулирования, направленные на восполнение пробелов в праве [1].
Представляется, что в виду того, что норма права, регулирующая отношения, существует, то нельзя говорить о пробеле в праве (т. е. об отсутствии такой нормы), а соответственно, и о его восполнении. Поэтому независимо от того, какой способ регулирования трудовых отношений преобладает, централизованный или договорный, локальные нормативные акты, к числу которых относится и коллективный договор, вряд ли могут восполнять пробелы в праве, поскольку принимаются для регулирования трудовых отношений конкретной организации, только если регулирование таких отношений локальными нормативными актами допускается. Тем самым при принятии локальных нормативных актов находит свое воплощение один из основных принципов, закрепленных в ст. 2 ТК РФ, о сочетании государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.