Согласно ч. 1 ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 60-ФЗ в ТК РФ была внесена гл. 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников». Однако, несмотря на то что с момента принятия указанной главы прошло уже почти десять лет, далеко не все аспекты этой формы занятости, включая и институт охраны труда, достаточно урегулированы законодателем.
Так, А. С Кашлакова справедливо отмечает: на сегодняшний день надлежащее правовое оформление правил охраны труда при применении нестандартных форм занятости до конца не окончено, что усиливает риски повреждения здоровья работников [1].
А. В. Менкенов в свою очередь подчеркивает, что одной из главных особенностей дистанционных трудовых отношений является то, что работник не находится под непосредственным контролем работодателя. Такие сотрудники осуществляют свою деятельность обособленно друг от друга, то есть не состоят в традиционном трудовом коллективе, поэтому возможность работодателя организовать и обеспечить охрану труда дистанционного работника является ограниченной. В связи с чем работодатель освобождается от большинства обязанностей по обеспечению безопасных условий труда [2].
Так, согласно ст. 312.7 ТК РФ, в целях обеспечения безопасных условий труда и охраны труда дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно работодатель исполняет обязанности, предусмотренные абз. 17, 20 и 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, а также осуществляет ознакомление дистанционных работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем. Однако, поскольку гл. 35 ТКРФ с 01.03.2022 изложена в новой редакции, упомянутые нормы абз. 17, 20 и 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ в настоящее время соответствуют нормам абз.18, 21 и 22 ч. 3 ст. 214 ТК РФ. Таким образом, работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда и охрану труда дистанционных работников в период их дистанционной работы только в следующем объеме: расследовать и вести учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) (абз. 18 ч. 3 ст. 214 ТК РФ); выполнять предписания должностных лиц Роструда, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассматривать представления органов профсоюзного контроля в установленные сроки, принимать меры по результатам их рассмотрения (абз.21 ч. 3 ст. 21 ТК РФ); обеспечить обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 22 ч. 3 ст. 214 ТК РФ); знакомить работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем. Иные обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда дистанционных работников работодатель исполнять не должен, если только иное не предусмотрено коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором (дополнительным соглашением к нему).