По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.440, 349.24

Особенности правового обеспечения аутсорсинга

Казаков Сергей Олегович канд. юрид. наук, старший преподаватель Департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права, НИУ «Высшая школа экономики», 109028, г. Москва, Трехсвятительский пер., д. 3, E-mail: sokazakov@hse.ru
Лободина Юлия Александровна студентка 4-го курса бакалавриата юридического факультета, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 117638, г. Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1, E-mail: lobodina.98@mail.ru

Данная статья посвящена актуальным проблемам внедрения в российскую правовую систему института аутсорсинга. В центре внимания авторов находятся такие вопросы, как правовая природа договора аутсорсинга, его соотношение со смежными правовыми категориями — аутстаффингом, заемным трудом, договором возмездного оказания услуг и трудовым договором. Авторы стараются избегать крайних позиций, рассматривая как достоинства, так и недостатки конструкции аутсорсинга с точки зрения организации-заказчика, а также возможные риски для работников компании-заказчика и организации-аутсорсера, отмечая при этом, что большинство проблем, связанных с нарушением прав и законных интересов работников при переходе на аутсорсинг, обусловлено не столько правовой природой аутсорсинга, сколько наличием пробелов в гражданском и трудовом законодательстве. На основе проведенного анализа законодательства, судебной практики и научной доктрины предлагаются авторские пути решения рассматриваемых проблем.

Литература:

1. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. — М.: ФАИР-Пресс, 2002. — С. 124.

2. 20 июня 2018 г. в Москве CNews проводит круглый стол «ИТ-Аутсорсинг 2018» // CNews Conferences [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://events.cnews.ru/events/ it_autsorsing_2018.shtml.

3. Peter F. Drucker. Sell the Mailroom // The Wall Street Journal on July 25, 1989.

4. Kern T., Willcocks L. Exploring information technology outsourcing relationships: theory and practice // The journal of strategic information systems. — 2000. — №9 (4). — Р. 321–350.

5. Васильева О.Н. К вопросу о сущности консалтинговых услуг // Основные направления экономического, правового, гуманитарного и информационного развития современного общества: доклады междунар. научно-практич. конф. (Белек, Турция, 16–23 мая 2010 г.).— Тула: Левша, 2010.— С. 166–169.

6. Rolstadäs A., Henriksen B., O’Sullivan D. Manufacturing Outsourcing: A Knowledge Perspective. — London, 2012. — 232 с. — P. 96.

7. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. — 2-е изд. — М., 2009. — С. 14.

8. Ноев С.В. Особенности использования малыми предприятиями новых форм договорных отношений// Нотариальный вестник. 2009. — №9. — С. 35–40.

9. Витко В.С., Цатурян Е.А. Юридическая природа договоров аутсорсинга и аутстаффинга. — М.: Статут, 2012. — 128 с.

10. Котляров И.Д. Нужен ли отдельный договор аутсорсинга? // Нотариус.— 2014.— №1.— С. 19–23.

11. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.05.2012 по делу № А55-17704/2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/eb9c8c2f-f6514bd0-b68e-4ef9ff0b5f60/8333a5ae-788e-43be-a101ca80b7165ad7/A55-17704-2011_20120504_Postanovlenie_ kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True.

12. Энциклопедия решений. Аутсорсинг и аутстаффинг, 2019.

13. Постановление от 13.04.2012 по делу № А55-17727/2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/ Pdf/a89dc68e-7142-4c05-affe-97d9ff 5ac0ad/ aec882ec-17f 5 -4251-9ad3-46698ca9c63f/A55 17727-2011_20120413_Postanovlenie_apelljacionnoj_ instancii.pdf?isAddStamp=True.

14. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 № 15АП-9767/12 по делу № А32-40146/2011.

15. Переходим на аутсорсинг: как избежать ошибок при оформлении договора [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.garant.ru/article/638815.

16. Tibor Kremic, Oya Icmeli Tukel and Walter O. Rom Outsourcing decision support: a survey of benefits, risks, and decision factors.

17. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27.01.2016 по делу №33-1287/2016.

В условиях конкуренции выживают и добиваются успехов лишь те компании, которые осуществляют свою деятельность наиболее эффективным способом. Оптимизация и повышение эффективности хозяйственной деятельности — результирующая взаимодействия различных факторов функционирования современных организаций. В числе таковых в настоящее время возрастает значение способности бизнеса адаптироваться к ускоряющейся динамике бизнес-среды и векторам инновационного развития, изменяя свою экономическую структуру посредством выделения непрофильных производств и передачи их другим организациям посредством системы аутсорсинга. Именно аутсорсинг позволяет сконцентрироваться на ключевых механизмах и компетенциях компании, оптимизировать ее работу в целом и межорганизационные взаимодействия в частности. Как отмечал Генри Форд еще 80 лет назад, «…если есть что-то, что мы не умеем делать лучше и дешевле, чем наши конкуренты, то нет смысла делать это вообще; такую работу мы должны передать тем, кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом» [1].

Аутсорсинг как организационная инновация зародился в США в сфере информационных технологий около 20 лет назад. В России институт аутсорсинга появился позже и в настоящее время отстает в развитии от наиболее успешных в экономическом отношении стран.

Тем не менее вопросы применения в российской экономике аутсорсинга становятся сегодня всё более актуальными, в экономической и юридической среде активно дискутируются различные аспекты, связанные с данным явлением, растет число публикаций по данной проблеме. По данной проблематике проводятся различные конференции. Так, 20 июня 2018 г. в Москве состоялся круглый стол «ИТ-Аутсорсинг 2018» под руководством CNews [2].

Термин «аутсорсинг» (outsourcing) происходит от английских слов outside resource using — «использование внешних ресурсов».

Термин «аутсорсинг» (outsourcing) происходит от английских слов outside resource using — «использование внешних ресурсов». Еще в 1989 г. концепцию аутсорсинга начинал пропагандировать Питер Дракер в своей статье «Sell the Mailroom». «Do what you do best and outsource the rest» (Делай то, что умеешь лучше всего, остальное передавай на аутсорсинг) [3]. Аутсорсинг позволяет компании сконцентрироваться на своих основных функциях, в то время как второстепенные операции/виды деятельности будут выполняться сторонним исполнителем/фирмой, специализирующейся в этих областях бизнес-процессов.

Для Цитирования:
Казаков Сергей Олегович, Лободина Юлия Александровна, Особенности правового обеспечения аутсорсинга. Кадровик. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: