По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.182

Особенности мотивации и стимулирования труда в транспортно-логистической деятельности

Родионов Максим Георгиевич канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, E-mail: rod_max@mail.ru
Борисова Ольга Михайловна канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, E-mail: om_borisova@mail.ru
Симак Роман Сергеевич канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, E-mail: ronad@mail.ru
Гарафутдинова Наталья Яковлевна канд. экон. наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, 644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196/1, E-mail: natali_27omsk@mail.ru
Левкин Григорий Григорьевич канд. вет. наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, 644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196/1, E-mail: lewkin_gr@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы в сфере повышения мотивации и стимулирования труда водителей-экспедиторов на основе применения авторских информационных систем цифровизации бизнес-процессов в транспортно-логистических компаниях.

Литература:

1. Абжапбарова А.Ж., Бихимова Г.А. Маркетинг и логистика в транспортно-экспедиционной деятельности / Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика: материалы XLII Международной научно-практической конференции в рамках реализации послания президента РК Н. Назарбаева «Новые возможности развития в условия х четвертой промышленной революции». Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. — Алматы, 2018. — С. 404–406.

2. Симак Р.С., Симак Н.Ю. Автоматизированные информационные системы в сфере экспедиторских услуг. Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС: материалы межвузовской научно-методической конференции / Омский автобронетанковый инженерный институт. — Омск, 2015. — С. 5–16.

3. Абдюшева Д.Р. Методические подходы к системе управления транспортно-экспедиционным обслуживанием // Вестник государственного университета управления.— 2018.— №10.— С. 5–9.

4. Алпеева О.Г., Телегина А.Н. Экспедиционное обслуживание в автотранспортных системах / Образование. Транспорт. Инновации. Строительство: сб. материалов II Национальной науч.-практ. конф. — 2019. — С. 199–202.

5. Хлус А.П., Коваль И.В. Повышение эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания в условиях развития интеграционных процессов / Новая экономика, бизнес и общество: сб. материалов науч.-практ. конф. молодых ученых. Дальневосточный федеральный университет. — Владивосток, 2019. — С. 187–194.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020).

7. На сегодня объем международных автоперевозок упал почти на 20%, внутрироссийских — почти на 30% [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/5232391 (дата обращения: 17.07.2020).

8. Минаков В.Ф., Белоконь Е.С. Структурная модель транспортно-экспедиционного сопровождения: сб. материалов Международной науч.-практ. конф. «Экономические, технические и информационные аспекты модернизации региональных производственных систем». — Ставрополь, 21–22 ноября 2018 г. — C. 285–289.

9. Симак Р.С., Левкин Г.Г. АРМ Экспедитор (Автоматизированное рабочее место экспедитора) (программа для ЭВМ) / Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015615093 от 07.05.2015.

10. Программа А РМ Экспедитор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/market-174955675?w= product-174955675_1775699 %2Fquery (дата обращения: 17.07.2020).

Транспортно-логистическая деятельность в условиях нашей страны является важной, а порой и ключевой составляющей в работе практически любой компании. Профессия экспедитора относится к одной из древнейших, ее появление было обусловлено необходимостью сопровождения торговых переходов [1].

От качества работы экспедитора зависит в целом успешность действия транспортной компании на рынке, а также возможности роста объемов грузоперевозок. Поэтому мотивация экспедитора — это ключевая задача любой компании, занимающейся грузоперевозками [2].

Транспортно-экспедиторские услуги в соответствии с ГОСТ РФ 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские» это комплексное понятие, состоящее из трех основных элементов: транспортировки, экспедирования, погрузочно-разгрузочных операций. В зависимости от характеристик груза, все перечисленные действия могут выполняться как группой, так и одним лицом.

Следовательно, ключевым элементом транспортно-экспедиторской компании является экспедитор, занимающийся организацией доставки грузов и несущий ответственность за сохранность груза и его транспортировку в согласованные сроки, вытекающие из договорных отношений [3].

В сложившейся практике в нашей стране в основном функции экспедитора выполняют водители [4]. Это видно из анализа рекрутинговых интернет-ресурсов, где количество вакансий водителей-экспедиторов в два раза превышает количество вакансий просто экспедиторов (табл. 1 и 2). Это говорит о преобладании совмещения водительских и экспедиторских функций над чисто водительскими.

Данное положение отражает стремление компаний к экономии операционных расходов за счет сокращения затрат на оплату труда [5]. Это во многих случаях приводит к снижению качества транспортно-экспедиционного обслуживания, так как сотрудники оказываются перегружены избыточным функционалом. По этой причине, например, в СШ А законодательно запрещено совмещать функции перевозчика и экспедитора. Однако в нашей стране ситуация иная, в ст. 801 Гражданского кодекса РФ [6] явно допускается в соответствии с договором исполнение обязанностей экспедитора перевозчиком.

Для Цитирования:
Родионов Максим Георгиевич, Борисова Ольга Михайловна, Симак Роман Сергеевич, Гарафутдинова Наталья Яковлевна, Левкин Григорий Григорьевич, Особенности мотивации и стимулирования труда в транспортно-логистической деятельности. Кадровик. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: