Дата поступления рукописи в редакцию: 05.12.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 07.12.2025.
Гастрономический туризм в последние десятилетия стал неотъемлемой частью мировой туристской индустрии. Путешественники все чаще стремятся не просто увидеть достопримечательности, но и испытать аутентичные вкусы, понять культуру страны через ее кухню. Центральный Вьетнам, обладающий богатой историей и уникальной гастрономической традицией, представляет собой особенно интересное направление для тех, кто ищет культурный и кулинарный опыт.
Настоящая статья направлена на всестороннее изучение гастрономического туризма в регионе, в частности, через призму философии инь-ян и пяти элементов, анализ туристской привлекательности кухни и оценку инфраструктурных возможностей для развития этого направления.
Во-первых, это гармоничное сочетание философии инь-ян и пяти стихий во вьетнамской кухне.
Гастрономическая культура Вьетнама представляет собой не только совокупность вкусов и традиционных рецептов, но и глубоко укорененную философию, основанную на принципах восточной медицины и космологии. Одной из ключевых особенностей вьетнамской кухни, в частности кухни Центрального Вьетнама, является гармоничное применение философии инь-ян и теории пяти элементов (пять стихий — вода, дерево, огонь, земля, металл).
Принцип инь-ян определяет энергетический баланс между продуктами. Инь обозначает холодные, влажные и успокаивающие качества, тогда как ян — теплые, сухие и согревающие. В традиционной кулинарии Вьетнама блюда подбираются не просто по вкусу, но и по их воздействию на организм, сезон и климат. Например, летом готовят блюда с охлаждающим эффектом (супы из зеленых бобов, сок из карамболы), а зимой — острые и согревающие (супы с имбирем, тушеные блюда смясом).
Теория пяти элементов дополняет концепцию инь-ян и придает кухне дополнительную структуру. Каждый элемент ассоциируется с определенным вкусом: дерево — кислый, огонь — горький, земля — сладкий, металл — острый, вода — соленый. Сбалансированное блюдо, согласно этой теории, должно содержать все пять вкусов, чтобы оказывать благотворное влияние на здоровье человека. Эта философия глубоко пронизывает как придворную кухню Хюэ с ее изысканной эстетикой, так и повседневную народную кухню Дананга или Хойана.