В конце января 2020 г. председатель правительства РФ М. Мишустин поручил создать единый федеральный штаб по борьбе с коронавирусом. Его полномочия заключаются в мониторинге текущей ситуации по коронавирусу. Основной целью создания оперативного штаба является координация работы и взаимодействия органов исполнительной власти. Все решения и рекомендации оперативного штаба исполняются в виде нормативных актов, распоряжений, указов и иных документов органов власти. Заседания оперативного штаба проходят по мере необходимости, что вызвано высокой опасностью распространения нового коронавируса.
Период всероссийской самоизоляции из-за эпидемии COVID-19 начался 28 марта — именно с этого дня президент Владимир Путин объявил «длинные выходные» и призвал граждан оставаться дома.
На всей территории Российской Федерации в каждом субъекте в соответствии с указом президента от 02.04.2020 №239 определен Перечень предприятий, работающих в период самоизоляции. В этот перечень вошли:
1) непрерывно действующие организации, оказывающие услуги в сфере топливно-энергетического комплекса; обеспечения надежного, устойчивого и безопасного функционирования объектов ЖКХ; дорожного хозяйства и благоустройства, в том числе эксплуатации дорог, мостов и тоннелей; связи, включая почтовую связь;
2) системообразующие организации, согласованные с правительством РФ;
3) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
4) непрерывно действующие организации, оказывающие услуги в сфере строительства, в том числе осуществляющие деятельность по строительству дорог, мостов и тоннелей;
5) непрерывно действующие организации, оказывающие услуги в сфере транспортного обслуживания населения;
6) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения, за исключением организаций, указанных в строке 4 настоящего Перечня;