Для взаимовыгодного сотрудничества и развития связей академической науки с производством необходимо создание форм взаимодействия образовательных организаций с предприятиями разных отраслей промышленности, торговой деятельности и сферы услуг. В результате перехода к рыночной экономике в России нарушились связи с предприятиями реального сектора экономики. С одной стороны, создание коммерческих организаций привело к отсутствию рычагов воздействия со стороны государственных органов управления на внебюджетную сферу. С другой стороны, переход вузов с программ специалитета на программы бакалавриата и магистратуры обеспечило «размытость» и отсутствие детализации в программах обучения.
Все эти проблемы — результат отхода от программ специалитета к программам бакалавриата и магистратуры. Бакалавр и магистр — это вообще образованный человек без привязки к отдельным сферам деятельности и отраслям промышленности. Ценность формирования образованного человека несомненна, так как основная цель обучения в вузе — это формирование профессионального мышления в предметной области, научение студента мыслить, развитие аналитических и синтетических способностей. Но потом уже должна быть привязка к предметной области, и вот здесь как раз произошел большой разрыв между теорией и практикой. Предприятия сами по себе (они независимы в условиях рыночной экономики), а вузы где-то в стороне.
Нет детализации процессов в учебных материалах применительно к отрасли, что не дает возможности взаимодействия и ознакомления студентов с конкретными производственными процессами. Это должно происходить при прохождении производственной практики, но и она часто проходит номинально, так как предприятия не дают возможности доступа к внутренней информации и не принимают участия в производственном обучении. На практике должна происходить самоидентификация в профессии, что не представляется возможным в связи с установившейся политикой коммерческих организаций в отношении студентов.
В результате перехода к двухуровневой системе обучения (бакалавриат и магистратура) произошло неоправданное агрегирование направлений и профилей подготовки без привязки к отраслям экономики. Например, логистические процессы для производственного и торгового предприятия имеют существенные различия, как, соответственно, они есть и в производстве разных видов продукции, что не находит отражения в учебных планах. Например, при подготовке специалистов в СССР была детализация по направлениям производственных процессов, с одной стороны, а с другой стороны, была специализация «экономист-инженер», то есть экономические знания рассматривались совместно с техническими знаниями, что давало возможность специалисту понимать управление техническими системами.