По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Организация взаимодействия вуза с предприятиями с использованием современных цифровых технологий для отбора обучающихся

Гарафутдинова Наталья Яковлевна канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела и права, руководитель Центра реализации национальных и региональных проектов профессионального образования, занятости и трудоустройства, Elibrary Author ID: 295148, ORCID 0009-00015247-4019, E-mail: GarafutdinovaNY@omgups.ru, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Левкин Григорий Григорьевич канд. вет. наук, доцент кафедры экономики транспорта, логистики и управления качеством, Elibrary Author ID: 366339, ORCID 0000-00026165-3596, E-mail: lewkin_gr@mail.ru, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Симак Роман Сергеевич канд. экон. наук, профессор кафедры военной архитектуры, автоматизированных систем проектирования, естественнонаучных дисциплин, Военный институт (инженерно-технический) военной академии МТО им. Генерала армии А. В. Хрулева, Elibrary Author ID: 652159, ORCID 0000-0002-3580-4469, E-mail: ronad@mail.ru
Рябоконь Елена Александровна канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой математики и инженерной графики, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург, Elibrary author id: 1147341, ORCID 0000-0003-2405-9739, E-mail: e.ryabokon@mail.ru
Кочетков Максим Алексеевич курсант 233-й группы, Военный институт (инженерно-технический), Военная академия МТО им. генерала армии А. В. Хрулева, E-mail: cochetkow.maks@yandex.ru

Устойчивое сотрудничество между образовательными организациями и работодателями возможно только при условии внедрения гибких, технологически оснащенных и взаимовыгодных форм взаимодействия. Переход российской системы высшего образования к двухуровневой модели (бакалавриат — магистратура) привел к ослаблению связей между вузами и реальным сектором экономики, что негативно сказалось на практической направленности подготовки специалистов. Отсутствие отраслевой специализации в образовательных программах, формальный характер производственных практик и ограниченное участие предприятий в учебном процессе создают разрыв между теоретическими знаниями и профессиональными требованиями работодателей. В этих условиях особенно актуальным становится развитие механизмов взаимодействия вузов с предприятиями на основе современных цифровых технологий.

Литература:

1. Алиев Д. Ф. Факторы косвенной профориентации участников СВО: внутренние противоречия и новые потенциалы личности / Д. Ф. Алиев, Н. А. Левковская // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2024. — Т. 23. — № 4 (173). — С. 7–14. DOI: 10.17922/2071-53232024-23-4-7-14.

2. Громов А. В. Курс на службу: современные подходы к профориентации для абитуриентов военных вузов / А. В. Громов // Ментор. — 2025. — № 2. — С. 94–98.

3. Симак Р. С., Симак Н. Ю., Мамаева Н. А. АИС Абитуриент. Модуль 1. Система сбора заявок абитуриентов // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024612125. Российская Федерация. № 2024611030. Заявл. 23.01.2024. Опубл. 29.01.2024.

4. Симак Р. С., Симак Н. Ю., Мамаева Н. А. АИС Абитуриент. Модуль 2. Система управления списками абитуриентов // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024612911. Российская Федерация. № 2024611274. Заявл. 24.01.2024. Опубл. 06.02.2024.

Для взаимовыгодного сотрудничества и развития связей академической науки с производством необходимо создание форм взаимодействия образовательных организаций с предприятиями разных отраслей промышленности, торговой деятельности и сферы услуг. В результате перехода к рыночной экономике в России нарушились связи с предприятиями реального сектора экономики. С одной стороны, создание коммерческих организаций привело к отсутствию рычагов воздействия со стороны государственных органов управления на внебюджетную сферу. С другой стороны, переход вузов с программ специалитета на программы бакалавриата и магистратуры обеспечило «размытость» и отсутствие детализации в программах обучения.

Все эти проблемы — результат отхода от программ специалитета к программам бакалавриата и магистратуры. Бакалавр и магистр — это вообще образованный человек без привязки к отдельным сферам деятельности и отраслям промышленности. Ценность формирования образованного человека несомненна, так как основная цель обучения в вузе — это формирование профессионального мышления в предметной области, научение студента мыслить, развитие аналитических и синтетических способностей. Но потом уже должна быть привязка к предметной области, и вот здесь как раз произошел большой разрыв между теорией и практикой. Предприятия сами по себе (они независимы в условиях рыночной экономики), а вузы где-то в стороне.

Нет детализации процессов в учебных материалах применительно к отрасли, что не дает возможности взаимодействия и ознакомления студентов с конкретными производственными процессами. Это должно происходить при прохождении производственной практики, но и она часто проходит номинально, так как предприятия не дают возможности доступа к внутренней информации и не принимают участия в производственном обучении. На практике должна происходить самоидентификация в профессии, что не представляется возможным в связи с установившейся политикой коммерческих организаций в отношении студентов.

В результате перехода к двухуровневой системе обучения (бакалавриат и магистратура) произошло неоправданное агрегирование направлений и профилей подготовки без привязки к отраслям экономики. Например, логистические процессы для производственного и торгового предприятия имеют существенные различия, как, соответственно, они есть и в производстве разных видов продукции, что не находит отражения в учебных планах. Например, при подготовке специалистов в СССР была детализация по направлениям производственных процессов, с одной стороны, а с другой стороны, была специализация «экономист-инженер», то есть экономические знания рассматривались совместно с техническими знаниями, что давало возможность специалисту понимать управление техническими системами.

Для Цитирования:
Гарафутдинова Наталья Яковлевна, Левкин Григорий Григорьевич, Симак Роман Сергеевич, Рябоконь Елена Александровна, Кочетков Максим Алексеевич, Организация взаимодействия вуза с предприятиями с использованием современных цифровых технологий для отбора обучающихся. Кадровик. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: