По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Организация наставничества в высшей школе

Попова Алла Викторовна доцент кафедры государственного управления и кадровой политики, МГУУ правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова

В настоящее время привлечение в вузы преподавателей, не имеющих опыта преподавательской работы, но владеющих практическими знаниями и навыками в определенной сфере профессиональной деятельности (далее — преподавателей-практиков), а также молодых преподавателей является одним из приоритетных направлений кадровой политики, которое может способствовать повышению качества образовательных программ. Однако многие вузы сталкиваются с рядом проблем при приеме на работу преподавателей-практиков, в то же время и сами преподаватели испытывают трудности адаптации в вузе.

Наставничество как метод адаптации молодых специалистов давно применяется на промышленных и производственных предприятиях, а в последнее время широко стал использоваться в средних и средне-профессиональных учебных заведениях на основании приказа Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Однако в вузах данный метод применяется редко. Это связано с тем, что не все преподаватели-практики в вузах являются штатными преподавателями. И в большинстве случаев именно преподаватели-практики работают в вузах по гражданско-правовым договорам.

Основным критерием отбора преподавателей-практиков на работу в вуз является практический стаж работы в определенной профессиональной области, а это означает упрощенный механизм трудоустройства в образовательные организации. Преподаватели-практики в большинстве случаев не владеют навыками разработки учебных программ и методами обучения, не имеют ученых званий и степеней.

Преподаватель высшей школы должен не только хорошо владеть предметной областью передаваемых знаний, но и знать методы организации учебного процесса, правила ведения документирования образовательной деятельности (составление и оформление плановых, учетных, отчетных и иных документов).

Развитие наставничества в вузах как метода адаптации молодых специалистов должно способствовать созданию организационно-методических условий для успешной адаптации молодых преподавателей и преподавателей-практиков. Для этого необходимо разрабатывать программы наставничества, которые помогут:

• адаптироваться преподавателю-практику в коллективе;

• сформировать творческую индивидуальность преподавателя;

• создать условия для развития профессиональных навыков преподавателей, в том числе применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения.

Для Цитирования:
Попова Алла Викторовна, Организация наставничества в высшей школе. Кадровик. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: