В соответствии п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее — «Закон о мобилизации») все организации независимо от форм собственности обязаны проводить определенные мероприятия в рамках мобилизационной подготовки. Перечень обязанностей организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации приведен в ст. 9 Закона о мобилизации. В частности, организации обязаны:
• выполнять работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обороне», пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона о мобилизации);
• выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с договорами (контрактами) (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона о мобилизации).
В последнее время вопросам организации мобилизационной подготовки уделяется значительное внимание со стороны как научного сообщества, так и органов публичной власти [1–4]. При этом на практике возникает значительное количество вопросов о том, какие именно категории работников подлежат бронированию, каковы процедура и сроки бронирования работников организации, что собой представляет мобилизационное задание и может ли организация рассчитывать на его получение по собственной инициативе. Рассмотрим более подробно указанные вопросы.
Персональные отсрочки предоставляются по занимаемой должности на сроки, определяемые Межведомственной комиссией.
Согласно ст. 22 Закона о мобилизации, бронирование работающих в организациях граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с Законом о мобилизации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в организациях, участвующих в мобилизационной подготовке экономики, а именно: