По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Организация коллективной работы научно-педагогических работников как одно из направлений обеспечения квалифицированного кадрового потенциала

Гарафутдинова Наталья Яковлевна канд. экон. наук, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 644077, г. Омск, проспект Мира, д. 55а
Левкин Григорий Григорьевич канд. вет. наук, доцент, заместитель директора, Институт менеджмента и экономики, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 644077, г. Омск, проспект Мира, д. 55а
Левкина Елена Александровна старший преподаватель кафедры иностранных языков для специальных целей, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 644077, г. Омск, проспект Мира, д. 55а
Новикова Татьяна Валерьевна канд. экон. наук, доцент, заместитель директора, Институт международной экономики, лидерства и менеджмента, Московский университет им. А. С. Грибоедова, г. Москва, Космодамианская наб., д. 26/55, стр. 7

В статье рассмотрены особенности организации коллективной научной работы в условиях цифровой трансформации процессов в образовательных организациях, необходимости повышения творческой научной активности и увеличения объема новых научных знаний в предметных областях для модернизации отраслей экономики и гуманитарных наук. Определена необходимость изменения функций участников научных коллективов для проявления эффекта синергии для поиска новых форм организации научной деятельности. Составлена классификация современных организационных систем научной деятельности при взаимодействии сотрудников одного вуза по вертикали и горизонтали, особенности коллаборации научных работников разных вузов и эффект от кооперации научных работников. Отражена взаимосвязь между творческой активностью преподавателей и публикационными показателями вуза, влияющими на формирование бренда образовательной организации в научной среде, и влиянием этого процесса на качественные показатели и эффективность работы вуза.

Литература:

1. Левкин Г.Г. Основные направления продвижения результатов интеллектуальной деятельности научно-педагогических работников / Г. Г. Левкин, Р.С. Симак, Е.А. Левкина // Актуальные проблемы современного инженерного образования: материалы VI Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. — Омск: ОАБИИ, 2020. — С. 3–6.

2. Мухамедрахимова Л.Н. Моделирование самоорганизации малых научных групп на основе когнитивных динамических моделей с учетом человеческого фактора / Л.Н. Мухамедрахимова // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. — 2015. — №3.— С. 241–255.

3. Тырнова Е. А. Особенности функционирования малых научных групп в образовательной организации / Е. А. Тырнова, Г. Г. Левкин // Опыт, проблемы и перспективы реализации основных образовательных программ: мат-лы Междунар. учеб.-метод. конф.— Омск: Омская академия МВД России, 2016. — C. 108–111.

4. Стрелкова И. Б. Нематериальные активы учреждения образования: бренд ученого как создание ценности / Под ред. В.Ф. Беркова // Науч. тр. Республиканского ин-та высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. — Минск: РИВШ, 2016. — Ч. 1. — Вып. 16. — С. 409–415.

5. Левкин Г.Г. Бренд преподавателя высшего учебного заведения: основные способы формирования и продвижения / Г. Г. Левкин, О. М. Гуртовенко // Бренд-менеджмент. — 2014. — № 5 (78).— С. 268–280.

6. Левкин Г.Г. Основные направления повышения персонального индекса научного цитирования преподавателей вузов / Г. Г. Левкин, О. М. Гуртовенко // Совершенствование механизмов развития инновационной экономики России и ее дальневосточных территорий.— Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014.— С. 329–333.

7. Стрелкова И. Б. Нематериальные активы учреждения образования: бренд ученого как создание ценности / Под ред. В.Ф. Беркова // Науч. тр. Республиканского ин-та высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. — Минск: РИВШ, 2016.— Ч. 1. — Вып. 16. — С. 409–415.

Качество организации научной работы в образовательном учреждении в настоящее время имеет абсолютный приоритет в условиях требований к повышению публикационной активности научно-педагогических работников. Основной деятельностью преподавателей вузов является проведение учебных занятий со студентами, но, как известно, без науки нет университета и высшего образования в целом, поэтому руководство образовательной организации должно создавать условия для проведения теоретических и практических исследований.

Современная наука предполагает коллективную работу в смежных предметных областях, чему способствует публикация результатов научных исследований, обмен мнениями и информацией при участии в научных конференциях. Информационное пространство с использованием интернет-технологий позволяет налаживать научные контакты не только с сотрудниками своего университета, но и с коллегами из других городов, стран ближнего и дальнего зарубежья [1].

Сложность научного творчества заключается в том, что вначале создается только образ неизвестного объекта, который в дальнейшем постепенно оформляется путем наблюдения реальности, определения связей между явлениями и нашими представлениями о них. Ученый работает в сфере неопределенности: вначале нет осознания проблемы, затем — методов для решения проблемных задач, которые впоследствии формируются и конкретизируются, поэтому необходимо использовать максимальное количество каналов коммуникаций в профессиональной области.

Научное сотрудничество в условиях внедрения цифровых технологий может выходить на качественно новый уровень за счет создания рассредоточенных научных сетей.

Цель исследования — определить особенности организации коллективной научной работы с точки зрения системного подхода и рассмотреть направления продвижения результатов интеллектуальной деятельности научно-педагогических работников.

Цель достигается путем решения конкретных задач:

• рассмотреть особенности функционирования научных коллективов на уровне отдельной образовательной организации;

Для Цитирования:
Гарафутдинова Наталья Яковлевна, Левкин Григорий Григорьевич, Левкина Елена Александровна, Новикова Татьяна Валерьевна, Организация коллективной работы научно-педагогических работников как одно из направлений обеспечения квалифицированного кадрового потенциала. Кадровик. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: