К условиям успешной профессиональной деятельности относятся не только владение знаниями и наличие «мягких» [1] и «твердых» навыков, но и готовность выполнять профессиональные обязанности, стремление к профессиональному росту, а также благоприятная организационная атмосфера, в частности отсутствие циничного отношения к работе. Последнее может быть важной предпосылкой удовлетворенности работой: цинизм по отношению к организации, где лицо работает, влияет на отношение к работе, производительность труда и пр.
Сотрудники вносят свой вклад в виде знаний, умений и навыков для достижения целей организации. Взамен организация обеспечивает оплату, гарантии занятости и уважение. Сотрудники ведут себя негативно, когда считают, что руководители не выполняют своих обещаний или относятся к работникам несправедливо.
Сам термин «организационный цинизм» возник сравнительно недавно, лишь под конец двадцатого века, в американской идеологии, и получил свое распространение в западных странах [2]. В широком смысле под ним понимается отрицательная оценка работником той организации, в которой он осуществляет свою трудовую деятельность. В узком смысле организационный цинизм может проявляться в отношении руководителей, предстоящих перемен и негативного восприятия меняющихся обстоятельств, иногда цинизм направлен на содержание профессии (профессиональный цинизм) [2].
Также под этим словосочетанием понимают убеждения сотрудников в том, что проблемные ситуации в организации разрешаемы, но при этом усилия, вкладываемые во внесение изменений и в улучшение обстановки, слишком затратны и бесполезны ввиду присущих системе ограничений [3].
Организационный цинизм можно рассматривать и как «негативное отношение к организации-работодателю, включающее три аспекта:
1) вера в то, что организации не хватает честности;
2) негативное отношение к организации;
3) склонность к пренебрежительному и критическому поведению по отношению к организации, которое согласуется с этими убеждениями и аффектами» [4].