По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.6159

Организационный цинизм — проблема современных работодателей

Авдеев Данила Алексеевич ассистент кафедры ФПиТД, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых», 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, e-mail: danilavdeev@yandex.ru
Кислина Алина Александровна специалист по УМР кафедры ПООБП, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых», 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, e-mail: alinakislina@mail.ru

Статья посвящена анализу содержания относительно нового для отечественных корпоративных отношений понятия «организационный цинизм», несущего в себе деструктивный заряд по отношению к окружающим и организации. В работе учитывается версия шкалы организационного цинизма, предложенная НИУ ВШЭ. Раскрываются происхождение понятия «организационный цинизм», подходы к его определению, структура, анализируются причины возникновения, устанавливаются закономерности формирования циничного отношения к организации. В заключение делается вывод о том, что явление организационного цинизма — серьезная проблема как для самих работников, так и для их руководителей, требующая выработки эффективных методов его предотвращения.

Литература:

1. Погодина И. В., Кулакова О.С. К вопросу о «мягких навыках» для юриста // Юридическое образование и наука. — 2021. — № 7. — С. 12–16.

2. Павлова М. В., Дзюбенко М. М., Нартова-Бочавер С. К. Шкала организационного цинизма: адаптация русскоязычной версии // Социальная психология и общество. — 2022. — Т. 13.— №3.— С. 186.

3. Чугунов В. С. Управление организацией: инновации и контроллинг // Микроэкономика. — 2018. — № 5. — С. 58.

4. Dean Jr. J. W., Brandes P., Dharwadkar R. Organizational cynicism // Academy of Management Review. — 1998. — No. 23 (2), рр. 345.

5. Hussain S., Shahzad Kh. Unpacking perceived organizational justiceorganizational cynicism relationship: Moderating role of ps ychological capital // Asia Pacific Management Review. — 2022. — Vol. 27. — Is. 1. — рр. 10–17. ISSN 1029-3132. https://doi. org/10.1016/j.apmrv.2021.03.005.

6. Chiaburu Dan S., Chunyan Peng Ann, Oh In-Sue, Banks George C., Lomeli LauraC, Antecedents and consequences of employee organizational cynicism: A meta-analysis // Journal of Vocational Behavior. — 2013. — Vol. 83. — Is. 2. — P. 181–197. ISSN 0001-8791, https://doi. org/10.1016/j.jvb.2013.03.007.

7. Герасимов К. Б. Организационная культура как фактор стратегического управления персоналом // Основы экономики, управления и права. — 2020.— № 6 (25). — С. 26. 8 . Психологи создали первый российский тест для оценки уровня корпоративного цинизма [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/ obschestvo/16660565 (дата обращения: 05.02.2023).

9. Погодина И. В., Никулин Д.Д. К вопросу о гендерной дискриминации в трудовых отношениях // Кадровик. — 2021. — № 6. — С. 8–14.

10. Пешкова И. Зараженные цинизмом [Электронный ресурс]. — URL: https://big-i.ru/management/upravleniepersonalom/zarazhennye-tsinizmom/ (дата обращения: 05.02.2023).

11. Погодина И. В. Кадровая безопасность как часть корпоративной культуры компании // Управление корпоративной культурой. — 2014. — №3.— С. 214–218.

К условиям успешной профессиональной деятельности относятся не только владение знаниями и наличие «мягких» [1] и «твердых» навыков, но и готовность выполнять профессиональные обязанности, стремление к профессиональному росту, а также благоприятная организационная атмосфера, в частности отсутствие циничного отношения к работе. Последнее может быть важной предпосылкой удовлетворенности работой: цинизм по отношению к организации, где лицо работает, влияет на отношение к работе, производительность труда и пр.

Сотрудники вносят свой вклад в виде знаний, умений и навыков для достижения целей организации. Взамен организация обеспечивает оплату, гарантии занятости и уважение. Сотрудники ведут себя негативно, когда считают, что руководители не выполняют своих обещаний или относятся к работникам несправедливо.

Сам термин «организационный цинизм» возник сравнительно недавно, лишь под конец двадцатого века, в американской идеологии, и получил свое распространение в западных странах [2]. В широком смысле под ним понимается отрицательная оценка работником той организации, в которой он осуществляет свою трудовую деятельность. В узком смысле организационный цинизм может проявляться в отношении руководителей, предстоящих перемен и негативного восприятия меняющихся обстоятельств, иногда цинизм направлен на содержание профессии (профессиональный цинизм) [2].

Также под этим словосочетанием понимают убеждения сотрудников в том, что проблемные ситуации в организации разрешаемы, но при этом усилия, вкладываемые во внесение изменений и в улучшение обстановки, слишком затратны и бесполезны ввиду присущих системе ограничений [3].

Организационный цинизм можно рассматривать и как «негативное отношение к организации-работодателю, включающее три аспекта:

1) вера в то, что организации не хватает честности;

2) негативное отношение к организации;

3) склонность к пренебрежительному и критическому поведению по отношению к организации, которое согласуется с этими убеждениями и аффектами» [4].

Для Цитирования:
Авдеев Данила Алексеевич, Кислина Алина Александровна, Организационный цинизм — проблема современных работодателей. Кадровик. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: