По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.103.32

Оптимизация процессов содействия трудоустройству и взаимодействия с работодателями. Часть 1

Долженко Светлана Борисовна канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, начальник управления по работе с персоналом, Уральский государственный экономический университет, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
Патутина Светлана Юрьевна старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом, ведущий специалист отдела взаимодействия с работодателями управления по работе с персоналом, Уральский государственный экономический университет, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45, E-mail: patutina@usue.ru
Назаров Александр Вячеславович магистрант кафедры экономики труда и управления персоналом, ведущий специалист отдела взаимодействия с работодателями управления по работе с персоналом, Уральский государственный экономический университет, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45, E-mail: nazarov_av@usue.ru

В статье исследуются особенности, а также пути оптимизации процессов взаимодействия вузов с работодателями на примере анализа деятельности отдела взаимодействия с работодателями и развития кадрового потенциала управления по работе с персоналом УрГЭУ (далее — отдел или ОВРКП), а целью ставится поиск путей оптимизации работы подобных подразделений и их коммуникации с заинтересованными лицами. Методологическая база исследования — процессный подход к управлению, работы в области BPM (англ. business process management, управление бизнес-процессами). В рамках исследования использовались такие методы, как экспертный опрос, наблюдение, хронометраж и фотография рабочего времени. Авторами выявлены факторы влияния на продукт и процессы ОВРКП, а также сформулированы предложения по улучшению процессной части.

Литература:

1. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stat.miccedu.ru/info/monitoring17/ % D0 % B8 % D0 % BA-139-05% D0% B 2% D0% BD%20% D0 % BE % D1 % 82 %2030.03.2018.pdf (дата обращения: 10.09.2019).

2. Долженко Р. А ., Назаров А .В. Спрос и предложение HR-специалистов на рынке труда РФ и Уральского федерального округа в зеркале данных HeadHunter // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2019. — Т. 13, №1. — С. 41–52.

3. Письмо от 16.07.2001 №39-56-56 ин/39-2 «О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://profi-rost.usue.ru/images/ Instr._pismo_Ministerstva_obrazovanija_i_ nauki_RF_ot_16.07.2001_No_39-56-56_ in39-2.pdf (дата обращения: 12.04.2019).

4. Hsuan-Fu Ho. Matching University Graduates’ Competences with Employers’ Needs in Taiwan // International Education Studies. 2015; 8: 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.5539/ies.v8n4p122 (дата обращения: 08.08.2019).

5. Kyriaki M., Mihail D. Graduates’ employability: What do graduates and employers think? // Industry and Higher Education. 2016; 30 (5): 321–326 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// doi.org/10.1177/0950422216663719 (дата обращения: 08.08.2019).

6. Thune, T. and Støren, L. (2015), Study and labour market effects of graduate students’ interaction with work organisations during education, Education + // Training. 2015; 57 (7): 702–722 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1108/ ET-10-2014-0126 (дата обращения: 08.08.2019).

7. Clark, L.A. & Roberts, S.J. Employer’s Use of Social Networking Sites: A Socially Irresponsible Practice // J Bus Ethics. 2010. 95: 507 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1007/ s10551-010-0436-y (дата обращения: 08.08.2019).

8. El Mansour B., Dean J. Employability Skills as Perceived by Employers and University Faculty in the Fields of Human Resource Development (HRD) for Entry Level Graduate Jobs // Journal of Human Resource and Sustainability Studies. 2016; 4: 39–49 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// dx.doi.org/10.4236/jhrss.2016.41005 (дата обращения: 08.08.2019).

9. Портал мониторинга и трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vo.graduate.edu.ru/ booklet#/ ?year= 2015&year_monitoring= 2016&board= 4 (дата обращения: 07.08.2019).

10. Бармакова Н. Современные методы подбора персонала // Кадровик.ру.— 2011.— №8.— С. 60–64.

11. Бардасова Н. Проблемы современного подбора персонала // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — Т. 16, №3. — С. 267–270.

12. Козина Е.С., Фадейкина В.С. Прелиминаринг как инструмент обеспечения государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestnykeps.ru/0116/58.pdf (дата обращения: 08.08.2019).

13. Чуланова О.Л. Подбор управленческого персонала на основе компетентностного подхода: из опыта электроэнергетических компаний / О.Л. Чуланова // Кадровик. — 2011. — № 12. — С. 192–198.

14. Чуланова О.Л. Развитие компетентностного подхода в управлении персоналом: основные подходы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2013. — № 2 (5). — С. 23–29.

15. Чуланова О.Л. Система подбора кадров управления на основе компетентностного подхода (региональный опыт) / О.Л. Чуланова, О.В. Квиндт // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2012. — №3. — С. 29–33.

16. Майклз Э. Война за таланты [Текст] / Э. Майклз, Х. Хэндфилд-Джонс, Э. Экселрод; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. — 272 с.

17. Лысенко Н.Н. Анализ взаимодействия предприятий-работодателей и вуза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/v/analiz-organizatsii-vzaimodeystviya-predpriyatiy-rabotodateley-i-vuza (дата обращения: 08.08.2019).

18. Стрыгина В. Как оценить должность: практические примеры // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2010. — № 1. — С. 50–56.

19. Конгер Дж., Черч А. Сотрудники с высоким потенциалом (HiPo): как добиться преимущества? Пять ключевых характеристик успеха [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// trends.skolkovo.ru/2018/07/sotrudniki-s-vyisokim-potentsialom-hipo-kak-dobitsya-preimushhestva-pyat-klyuchevyih-harakteristik-uspeha/ (дата обращения: 08.08.2019).

20. Хаймович И.Н. Методика интегральной оценки эффективности квалификации специалиста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://science-education.ru/pdf/2013/6/378.pdf (дата обращения: 08.08.2019).

21. Лысенко Н.Н. Анализ взаимодействия предприятий-работодателей и вуза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/v/analiz-organizatsii-vzaimodeystviya-predpriyatiy-rabotodateley-i-vuza (дата обращения: 08.08.2019).

22. Павлова И.А. Оценка результативности взаимодействия университетов и бизнеса в региональной инновационной системе Томской области // Фундаментальные исследования. — 2015. — №11. — С. 1023–1028.

23. Положение об Управлении по работе с персоналом УрГЭУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://profi-rost.usue.ru/dokumenty/ polozhenie-ob-otdele (дата обращения: 12.04.2019).

24. McGonigal J. Reality Is Broken: Why Games Make Us Better and How They Can Change the World. Penguin Press, 2011. 400 с.

В соответствии с Методикой расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2018 г. одним из восьми целевых показателей эффективности вузов является «удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования» [1]. Именно данный показатель определяет интерес вузов к поиску эффективных форм взаимодействия с работодателями. Вместе с тем эксперты в качестве ключевой проблемы до сих пор отмечают наличие существенного разрыва между предложением вузов и ожиданиями бизнеса.

Проведенное исследование показывает, что природа факторов влияния на продукт и процессы ОВРКП— организационно-техническая, а потому среди предложений: контроль над цифровой средой (совокупностью баз данных и ПО), ребаланс рабочего времени, принятие деятельности как процессов и проектов, привлечение студентов к подобной проектной работе, а также привитие всем сторонам процесса культуры коммуникации и оперативного взаимодействия в общих интересах повышения эффективности сложного процесса обмена специализированной информацией.

В ОВРКП действует реальная система рекрутинга, используемая в бизнесе кадровыми и рекрутинговыми агентствами, позволяющая в оперативном режиме отсматривать поступающие запросы от работодателей.

В последние годы всё чаще можно слышать об успехах и растущей доле альтернативных систем образования и онлайн-платформ, таких как «Школа 42» (и ее адаптированный вариант — «Школа 21»), Coursera, Stepik, а также корпоративных программ обучения, позволяющих слушателю сформировать наиболее релевантную для ближайшего будущего и совершенно точно востребованную работодателем базу знаний.

В связи с этим может возникнуть если не беспокойство, то вопрос о том, какая доля, какая роль остается у классических учебных заведений, особенно заведений высшего образования, какими конкурентными преимуществами они могут обладать по сравнению с онлайн-образованием?

Для Цитирования:
Долженко Светлана Борисовна, Патутина Светлана Юрьевна, Назаров Александр Вячеславович, Оптимизация процессов содействия трудоустройству и взаимодействия с работодателями. Часть 1. Кадровик. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: