Вопросы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не теряют своей актуальности.
В современных публикациях и выступлениях известных политиков приводятся данные о катастрофическом опустении огромной северной территории Дальневосточного федерального округа, к которым относятся Магаданская область, Чукотский автономный округ, Камчатский край, Сахалинская область.
Основные причины отъезда трудоспособного населения кроются в ряде объективных причин.
Среди них жители Магаданской области, например, выделяют низкую заработную плату, риск проживания в связи с экстремальными условиями, обусловленными природной средой и зависимостью от условий навигационного периода и возможностей воздушного транспорта в связи с отсутствием наземных транспортных путей сообщения с другими регионами страны, и другие.
Проведенный среди выпускников Магаданского филиала Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина опрос показал, что стремление выехать за пределы области обусловлено также крайне ограниченными возможностями трудоустройства.
К отдельным причинам жители относят низкий уровень медицинского обслуживания, связанный с отсутствием специалистов ряда профильных направлений, ограниченность возможностей выбора учебных заведений, в которых выпускники школ могли бы получить высшее образование и остаться в северных районах для дальнейшей работы, и другие.
В связи с ведущимися дискуссиями об изменении повышенной оплаты труда в районах Крайнего Севера вопрос этот представляет особый интерес.
Статистические данные последних десятилетий свидетельствуют, что, несмотря на применение районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, она остается достаточно низкой, что не позволяет сохранить оставшееся в этих районах население, не говоря о привлечении молодежи.
Изначальной целью установления повышенной оплаты труда в отдаленных северных районах являлось заселение и закрепление в них приезжего населения.