В каждой компании независимо от сферы деятельности понятие «стажер» может трактоваться по-своему. Однако если приводить суть к общему знаменателю, то программа стажировки нацелена прежде всего на приобретение опыта работы или повышения квалификации по специальности. С последним сталкиваются специалисты, уже успешно работающие на той или иной позиции в компании, но в определенный момент нуждающиеся в приобретении новых навыков (работа с программным обеспечением, особенности нового бренда, применение новых технологий и так далее). В данном материале этого вида стажировки мы касаться не будем, поскольку стажер в этом случае — полноценный сотрудник компании, и его взаимоотношения с работодателем, как правило, понятны и четко урегулированы.
Бывший стажер в отличие от нанятого с улицы специалиста не тратит время на обучение и знакомство со спецификой бренда и ресторана.
Что же касается стажировки, нацеленной на приобретение опыта работы, то тут стажер — понятие временное. Не факт, что он займет позицию в ресторане и в дальнейшем перейдет в категорию специалиста. И совсем не обязательно, что его обязанности будут связаны с тем сектором, в котором он стажируется. По этим и другим причинам длительность стажировки может быть разной, в зависимости от целей и специфики должности — месяц-два, а то и три-четыре.
На время практики стажер считается обычным сотрудником компании, подчиняется правилам внутреннего распорядка и выполняет задания руководства, но обычно зарплаты за это не получает. Здесь мы сталкиваемся с первыми вопросами особенности работы со стажерами — нужно ли мотивировать стажера? Если да, то как — материально или нематериально? «В крупных западных компаниях этот вопрос стоит не так остро,— рассказывает коучер по карьерным достижениям Людмила Данилова.— Как правило, там либо предусмотрен некий небольшой процент от зарплаты, либо речь идет о стажировке в компании такого уровня, что сам факт стажировки в дальнейшем оказывает значительное влияние на уровень зарплаты сотрудника. В России ситуация иная, даже в филиалах западных компаний стажеры могут не получать ни копейки, но, что интересно, желающих получить стажировку это ничуть не останавливает. Когда мы исследовали мотивацию студентов, пришедших на стажировку в компанию Inditex, то большинство из опрошенных на первое место поставили опыт работы, а доход от стажировки отметили, как дополнительное преимущество. Небольшие фирмы, как правило, не подразумевают материальную компенсацию для стажеров, но при этом поощряют их иным способом: возможностью получить скидку на новую коллекцию одежды или пользоваться золотой картой покупателя в магазинах компании, самостоятельно выбирать время для работы, использовать ресурсы компании для личных учебных целей (оргтехнику, оборудование торгового зала, программное обеспечение), что для стажера-студента порой бывает очень важно».