В каждой компании независимо от сферы деятельности понятие «стажер» может трактоваться по-своему. Однако если приводить суть к общему знаменателю, то программа стажировки нацелена прежде всего на приобретение опыта работы или повышения квалификации по специальности. С последним сталкиваются специалисты, уже успешно работающие на той или иной позиции в компании, но в определенный момент нуждающиеся в приобретении новых навыков (работа с программным обеспечением, особенности нового бренда, применение новых технологий и так далее). В данном материале этого вида стажировки мы касаться не будем, поскольку стажер в этом случае — полноценный сотрудник компании, и его взаимоотношения с работодателем, как правило, понятны и четко урегулированы.
Бывший стажер в отличие от нанятого с улицы специалиста не тратит время на обучение и знакомство со спецификой бренда и ресторана.
Что же касается стажировки, нацеленной на приобретение опыта работы, то тут стажер — понятие временное. Не факт, что он займет позицию в ресторане и в дальнейшем перейдет в категорию специалиста. И совсем не обязательно, что его обязанности будут связаны с тем сектором, в котором он стажируется. По этим и другим причинам длительность стажировки может быть разной, в зависимости от целей и специфики должности — месяц-два, а то и три-четыре.
На время практики стажер считается обычным сотрудником компании, подчиняется правилам внутреннего распорядка и выполняет задания руководства, но обычно зарплаты за это не получает. Здесь мы сталкиваемсяс первыми вопросами особенности работы со стажерами — нужно ли мотивировать стажера? Если да, то как — материально или нематериально? «В крупных западных компаниях этот вопрос стоит не так остро, — рассказывает коучер по карьерным достижениям Людмила Данилова. — Как правило, там либо предусмотрен некий небольшой процент от зарплаты, либо речь идет о стажировке в компании такого уровня, что сам факт стажировки в дальнейшем оказывает значительное влияние на уровень зарплаты сотрудника. В России ситуация иная, даже в филиалах западных компаний стажеры могут не получать ни копейки, но, что интересно, желающих получить стажировку это ничуть не останавливает. Когда мы исследовали мотивацию студентов, пришедших на стажировку в компанию Inditex, то большинство из опрошенных на первое место поставили опыт работы, а доход от стажировки отметили, как дополнительное преимущество. Небольшие фирмы, как правило, не подразумевают материальную компенсацию для стажеров, но при этом поощряют их иным способом: возможностью получить скидку на новую коллекцию одежды или пользоваться золотой картой покупателя в магазинах компании, самостоятельно выбирать время для работы, использовать ресурсы компании для личных учебных целей (оргтехнику, оборудование торгового зала, программное обеспечение), что для стажера-студента порой бывает очень важно».