По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Оформление трудовых отношений с беженцами и лицами, получившими временное убежище на территории РФ (в контексте ведения специальной военной операции на Украине)

И. А. Шувалова доцент, Академия труда и социальных отношений, 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 90, e-mail: i9067013366@yandex.ru

В статье рассматривается статус беженца и лица, получившего временное убежище на территории Российской Федерации. Анализируется процедура приема на работу, представлен перечень документов, необходимых при заключении трудового договора с указанной категорией граждан. Обозначены проблемы и предложены пути их решения.

Литература:

1. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Российская газета. 03.06.1997. № 126.

2. Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (вместе с «Порядком предоставления временного убежища на территории Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 16.04.2001. № 16, ст. 1603.

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30, ст. 3032.

4. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» // Собрание законодательства РФ. 14.10.2002. № 41, ст. 3996.

5. Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1 // Нормативные акты для бухгалтера. 2005. – № 14.

6. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. № 13, ст. 1475.

7. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 584 «Об особенностях признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в 2022 году» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2022. № 15, ст. 2502.

8. Письмо Минобрнауки России от 08.08.2014 № НТ-865/08 «О трудоустройстве граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в целях временного убежища» // Солидарность. 20–27.08.2014. № 30.

9. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.12.2010. № 49, ст. 6422.

10. Постановление Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца» (вместе с «Положением об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца») // Собрание законодательства РФ. 16.05.2011. № 20, ст. 2833.

11. Приказ МВД России от 28.09.2017 № 741 «Об утверждении Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravo.gov.ru,

12. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

13. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48, ст. 6724.

14. Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 30.04.1992. № 100.

В связи с военной специальной операцией на Украине число граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации, заметно возросло, по этой причине у многих работодателей появились вопросы относительно трудоустройства данной категории работников.

Особенности приема на работу иностранцев определяется их статусом. Иностранный гражданин вправе находиться на территории России как:

• временно пребывающий (лицо, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание);

• временно проживающий (лицо, получившее разрешение на временное проживание);

• постоянно проживающий (лицо, получившее вид на жительство);

• беженец (лицо, которое приезжает на территорию РФ в связи с тем, что не может оставаться в пределах своей страны из-за чрезвычайной ситуации (например, военных действий), так как опасается за свою жизнь.

В отдельных случаях граждане Украины просят о предоставлении им временного убежища, а многие стремятся приобрести именно статус беженца на территории РФ.

Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом «О беженцах» [1]. В соответствии со ст. 3 для получения статуса беженца гражданин должен подать письменное ходатайство в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего пребывания.

Право на временное убежище получают те, кому отказано в статусе беженца (ст. 12 Федерального закона «О беженцах», постановление Правительства РФ «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» [2]) и кто из гуманных побуждений не может быть выдворен (депортирован) за пределы территории РФ.

При получении удостоверения беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища гражданин сдает свой национальный паспорт на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, взамен получает удостоверение или соответствующее свидетельство, которые являются документами, удостоверяющими личность.

Для Цитирования:
И. А. Шувалова, Оформление трудовых отношений с беженцами и лицами, получившими временное убежище на территории РФ (в контексте ведения специальной военной операции на Украине) . Птицеводческое хозяйство. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: