Построение системы корпоративного обучения — задача, требующая учета многих нюансов. Профессиональный подход к ее решению позволяет снизить текучесть кадров, повысить мотивацию персонала и обеспечить увеличение темпов роста дохода компании.
Существует много форм обучения персонала, но ни одна из существующих не может быть признана идеальной сама по себе. Каждая может быть эффективной применительно к конкретной организации и ее персоналу. Иными словами, любая организация самостоятельно выбирает набор технологий обучения, предварительно изучив их по опыту коллег или на собственной практике [1, с. 245].
Кадровая политика многих отечественных компаний основана на исторически сложившихся корпоративных традициях и ценностях. От сотрудников ожидают прежде всего честности, открытости, активной жизненной позиции, оптимизма и дружелюбия. Важную роль играет готовность персонала к профессиональному совершенствованию, всестороннему развитию, желание учиться на собственном опыте и делиться полученными знаниями с коллегами [2, с. 307].
От правильной организации системы профессионального наставничества и практического обучения зависит успех прохождения срока испытания новым сотрудником.
Руководство компании ООО «Нежность» (ресторанный бизнес) со своей стороны делает всё возможное для того, чтобы вышеупомянутые личностные и деловые качества нашли применение в компании, способствуя профессиональному росту сотрудников и повышению их удовлетворенности своей карьерой. Добиться такого эффекта было бы сложно без четко отлаженной, структурированной системы внутрикорпоративного обучения (в течение которого и происходит адаптация). Показательным примером может служить система обучения, действующая в одном из ресторанов ООО «Нежность».
На практике вышеуказанная система выглядит так: обучение персонала осуществляется на основании внутреннего локального нормативного акта (Положения об обучении). Первичное профессиональное обучение — вводный учебный курс «Вхождение в должность» для новых сотрудников — линейный персонал (кассир-буфетчик) организуется в форме индивидуального обучения на рабочем месте. С кандидатом заключается ученический договор, приложением к которому являются учебная программа и график проведения занятий. Учебная программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть — знакомство с историей компании, ее базовыми ценностями, традициями, особенностями, организационной структурой и спецификой работы на рынке. Программа включает также информацию о правилах внутреннего трудового распорядка, инструктажи по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, экскурсию по компании, профессиональные стандарты деятельности и инструкции, технологию приготовления блюд, порядок работы на кассе, правила общения с гостями и т.д. В практической части ученик выполняет процессы доготовки блюд под руководством наставника и самостоятельно. Организатором этого процесса выступает директор ресторана.