Двигателем организационных изменений и преобразований на предприятиях является сознательный и настроенный на получение положительного результата персонал, его достаточный квалификационный уровень и компетентность в вопросах, относящихся к непосредственной сфере деятельности каждого из работников. Такая синхронность и нацеленность на конечный результат достигается при слаженной работе и прямой ответственности за качество и своевременность выполнения индивидуальных заданий. Именно поэтому на сегодня актуальным для отечественных предприятий является выбор пути и методов удовлетворения потребностей в определенных категориях работников.
Изучению проблем развития персонала на отечественных предприятиях посвящены исследования ученых-экономистов, в частности можем выделить труды Петровой Т., Червинской Л.П., Шпекторенко И., Сытник О.Ю., Грибик И.И., Копец Г.Р., Романюк О.В., Столярской К. Однако в них обучение и развитие персонала не рассматриваются в контексте развития организационной культуры отечественных предприятий.
В современных условиях особое значение приобретает развитие персонала непосредственно на производстве.
В современных условиях особое значение приобретает развитие персонала непосредственно на производстве. Последнее обусловлено, прежде всего, несоответствием объемов и направлений подготовки выпускников учебными заведениями потребностям работодателей, а также тем, что внедрение инновационных подходов в производственную практику требует от работников постоянного обновления знаний, умений, навыков и приобретения новых компетенций. Кроме того, уровень подготовки работников не соответствует современным требованиям производства как по количеству профессий, так и по качеству обучения. Так, если в профессионально-технических училищах обучение осуществляется по 500 профессиям, то на производстве их используется свыше 5 тыс. [1].
Под понятием «развитие персонала» на предприятии рассматриваем деятельность менеджмента, направленную на заполнение вакантных должностей с помощью обучения претендентов, отобранных как среди работников, так и извне, с целью формирования у них соответствующих знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения обязанностей согласно должностным инструкциям и квалификационным требованиям. При этом обучение может проводиться на базе предприятия, на базе профильных учебных заведений или учебных центров (чаще всего характерно для корпоративных образований).