Сейчас наблюдается огромная пропасть между навыками, которых требует рынок, и навыками, которыми владеют потенциальные и текущие работники рынка труда [1, 2]. Так, 1,3 млрд людей по всему миру испытывают нехватку навыков для выполнения своей работы [3, 4]. Если учесть ситуацию пандемии, это число драматически увеличивается в связи с необходимостью перехода на дистанционные форматы деятельности и освоение новых цифровых технологий.
В этой связи многие предприятия предпринимают решительные шаги для заполнения пула новых вакансий персонала в форме дополнительного найма, привлечения услуг фрилансеров или перехода внутренних работников на новые роли и трудовые траектории. Однако наиболее распространенной стратегией становится профессиональная переподготовка кадров. Текущий аналитический отчет сфокусирован на профессиональной переподготовке, поэтому ниже раскрываем этот термин и демонстрируем его отличие от повышения квалификации.
Переподготовка (от англ. reskilling) — это развитие новых компетенций для подготовки к новой карьерной траектории, в том числе для перехода на более высокую должность, или сохранение текущей при кардинальном изменении профессиональных требований к ней [5, 6]. Распространенные инструменты — уровневые и специализированные программы обучения для новой должности или роли.
Повышение квалификации (от англ. upskilling) — это совершенствование уровня мастерства в текущей должности, без ее смены [7, 8]. Распространенные инструменты — обучение в процессе работы, включая лучшие практики в сообществах с наставниками, менторами, коллегами.
Под переподготовкой мы понимаем привнесение новой функциональности в профессию, освоение нескольких смежных профессиональных сфер деятельности для того, чтобы работник мог участвовать в комплексных проектах. Такой прикладной запрос связан со сложностью комплектования производственного персонала и ситуациями, когда однотипная функциональная задача не обеспечивает полноценной загрузки работнику производства с высокой заработной платой: представьте, что такой работник полсмены вынужден простаивать в ожидании следующего локомотива. Поэтому, например, слесарю по ремонту подвижного состава мы предлагаем переподготовку по профессии слесаря-электрика.