По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Обучающаяся организация — модель переподготовки персонала как ответ на новые вызовы профессий и навыков будущего

Ширинкина Елена Викторовна канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет г. Сургут, E-mail: shirinkina86@ yandex.ru

Настоящее исследование проведено в контексте появления потребности в профессиональной переподготовке в России и мире. В статье проведено исследование для научно-практического поиска формирования новой профессиональной переподготовки персонала в условиях цифровой экономики, которая отвечает на запросы организаций в профессиях и навыках будущего. В этой связи представлены существующие модели переподготовки, к которым прибегают представители со стороны бизнеса, высшего образования и государства, а также новая модель переподготовки «Обучающаяся организация» как ответ на новые вызовы профессий и навыков будущего. Эмпирической базой исследования послужил отчет Upskilling for Shared Prosperity («Повышение квалификации для всеобщего блага») в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ) при содействии с консалтинговой компанией PwC.

Литература:

1. Клячко Т. Л. Вызовы профессионального образования [Электронный ресурс].— URL: http://www.ifap.ru/library/book557.pdf (дата обращения: 20.08.2020)

2. Kelchevskaya N.R., Shirinkina E.V. Regional determinants of effective use of human capital in the digital economy Regional determinants of effective use of human capital in the digital economy // Economy of Region. 2019. № 15 (2). Р. 465–482.

3. Francesco C. La tecnica del pomodoro [Электронный ресурс]. — URL: https://francescocirillo.com/ (дата обращения: 10.09.2020).

4. Horsager D. The Hour of Silence [Электронный ресурс]. — URL: https://www. amazon.com/David-Horsager/e/B004F1GYBO (дата обращения: 10.09.2020).

5. Ganguly K., Poo M. Neuron. Neuron. 2013. № 80 (3). Р. 729–741.

6. Николаев Н. А. Повышение эффективности труда персонала малых предприятий на основе повышения вовлеченности в дела организации и развития корпоративной культуры // Human Progress. 2016. № 2 (2). С. 2.

7. Уколова Н. В., Новикова Н. А. Инвестиции в образование: значение для формирования человеческого капитала // Инновационная деятельность. 2020. № (1). С. 93–103.

8. Долженко Р. А. Некоторые аспекты управления вовлеченностью персонала через призму корпоративной культуры // Управление корпоративной культурой. 2014. № (2). С. 104–113.

9. Дубовик О. В. Педагогический дизайн в российском образовании // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2017. № 5-6 (46). С. 59–67.

10. Guisan M. C., Exposito P. Economic Growth and Cycles in the 20th Century // Applied Econometrics and International Development. 2001. № 1 (1–1). Р. 9.

11. Hecklau F., Galeitzke M., Flachs S., KohlH. Holistic Approach for Human Resource Management in Industry. 4.0 // Procedia CIRP. 2016. № (54). Р. 1–6.

12. Li L., Su F., Zhang W., Mao J.-Y. Digital transformation by SME entrepreneurs: A capability perspective // Information Systems Journal. 2018. № 28 (6). Р. 1129–1157.

13. Maditinos, D. et al. The Impact of Intellectual Capital on Firms’ Market Value and Performance // Journal of Intellectual Capital. 2011. № 12 (1). Р. 132–151.

14. Eisenhower D. Matrix Apps, Tools & Tips for Highest Productivity [Электронный ресурс]. — URL: https://www.eisenhower.me/ (дата обращения: 20.08.2020).

15. Sirkin H., Zinser M., Rose J. The Robotics Revolution. The Next Great Leap in Manufacturing. Boston: BCG, 2015. № 28.

16. Woollett K., Maguire E. Acquiring "the Knowledge" of London’s Layout Drives Structural Brain Changes // Current Biology. 2011. № 21 (24). Р. 2109–2114.

17. Shirinkina, E., Strih, N. Methods of estimation of digital competences of industrial enterprises employees by means of neural network modelling // Espacios. 2019. № 40 (27). Р. 5.

18. Иванова И. А. Исследование ресурсов корпоративного портала в управлении вовлеченностью персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2018. № 7 (1). С. 27–33.

19. Корпорации учат специалистов выживать в новых условиях [Электронный ресурс]. — URL: https://plus.rbc.ru/ news/5f4bc8e27a8aa901222dbcc1 (дата обращения: 10.09.2020).

20. Ширинкина Е. В. Оценка потенциала цифрового обучения // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 2 (26). С.137–142.

Сейчас наблюдается огромная пропасть между навыками, которых требует рынок, и навыками, которыми владеют потенциальные и текущие работники рынка труда [1, 2]. Так, 1,3 млрд людей по всему миру испытывают нехватку навыков для выполнения своей работы [3, 4]. Если учесть ситуацию пандемии, это число драматически увеличивается в связи с необходимостью перехода на дистанционные форматы деятельности и освоение новых цифровых технологий.

В этой связи многие предприятия предпринимают решительные шаги для заполнения пула новых вакансий персонала в форме дополнительного найма, привлечения услуг фрилансеров или перехода внутренних работников на новые роли и трудовые траектории. Однако наиболее распространенной стратегией становится профессиональная переподготовка кадров. Текущий аналитический отчет сфокусирован на профессиональной переподготовке, поэтому ниже раскрываем этот термин и демонстрируем его отличие от повышения квалификации.

Переподготовка (от англ. reskilling) — это развитие новых компетенций для подготовки к новой карьерной траектории, в том числе для перехода на более высокую должность, или сохранение текущей при кардинальном изменении профессиональных требований к ней [5, 6]. Распространенные инструменты — уровневые и специализированные программы обучения для новой должности или роли.

Повышение квалификации (от англ. upskilling) — это совершенствование уровня мастерства в текущей должности, без ее смены [7, 8]. Распространенные инструменты — обучение в процессе работы, включая лучшие практики в сообществах с наставниками, менторами, коллегами.

Под переподготовкой мы понимаем привнесение новой функциональности в профессию, освоение нескольких смежных профессиональных сфер деятельности для того, чтобы работник мог участвовать в комплексных проектах. Такой прикладной запрос связан со сложностью комплектования производственного персонала и ситуациями, когда однотипная функциональная задача не обеспечивает полноценной загрузки работнику производства с высокой заработной платой: представьте, что такой работник полсмены вынужден простаивать в ожидании следующего локомотива. Поэтому, например, слесарю по ремонту подвижного состава мы предлагаем переподготовку по профессии слесаря-электрика.

Для Цитирования:
Ширинкина Елена Викторовна, Обучающаяся организация — модель переподготовки персонала как ответ на новые вызовы профессий и навыков будущего. Кадровик. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: