По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Об особенностях института конфликта интересов в трудовом праве России

Волкова Ольга Николаевна канд. юрид. наук, заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой, профессор кафедры трудового права юридического факультета, ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений», e-mail: tp-pso-atiso@yandex.ru
Рожко Галина Борисовна канд. юрид. наук, заместитель заведующего правовым отделом, главный правовой инспектор труда ЦС Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, e-mail: gala_r@inbox.ru

В статье раскрываются вопросы, касающиеся особенностей применения института конфликта интересов, межотраслевого нормативного регулирования указанного института и значения в практике применения в повышении социально-трудовых прав и гарантий работников в современных условиях.

Литература:

Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, ред. от 05.04.2013) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.

4. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.

5. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1670.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 г. № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению» (вместе с «Правилами представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, и соблюдения работниками требований к служебному поведению») // Собрание законодательства РФ, 29.07.2013, № 30 (часть II), ст. 4121. Материалы судебной практики

7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, март, 2007.

8. Обзор практики Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению в 2012–2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.07.2014 г. // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, № 9, 2014. Иные акты правовой системы Российской Федерации.

9. Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.08.2016 г. № 325 «О внесении изменений в Положение о Комиссиях центрального аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов, утвержденное приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 июля 2013 г. № 240» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения 12.09.2016).

В современной российской системе государственного управления существуют противоречия, которые формируют отрицательные тенденции в деятельности государственных органов, что проявляется в недостаточной степени эффективности процедур, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих. Подобные тенденции приводят к возникновению конфликта интересов, выражающегося в злоупотреблении государственными сл ужащими должностным положением и использовании служебных полномочий для удовлетворения личных интересов или иных интересов, не связанных с исполнением должностных обязанностей.

При этом след ует отметить, что институт конфликта интересов является межотраслевым. Данная особенность нормативного регулирования указанного института порождает ряд противоречий и практических вопросов применения, что, безусловно, требует глубокого анализа и изучения правоприменительной практики.

В соответствии с трудовым законодательством одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является работник (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Категории таких работников определены рядом нормативных правовых актов, в соответствии с которыми к работникам, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по пункту 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, относятся, в частности, отдельные категории работников, занимающие должности в [1–6]:

  • государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации;
  • организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации;
  • Пенсионном фонде Российской Федерации (далее – ПФР РФ), Фонде социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ), Федеральном фонде обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее – ФФОМС РФ), в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Правительством Российской Федерации;
  • организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Правительством Российской Федерации;
  • государственных корпорациях (компаниях), в ПФР РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ и иных организациях должности, включенные в специальные перечни, установленные локальными нормативными актами этих организаций.

Институт конфликта интересов является межотраслевым.

Для Цитирования:
Волкова Ольга Николаевна, Рожко Галина Борисовна, Об особенностях института конфликта интересов в трудовом праве России. Кадровик. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: