В современной российской системе государственного управления существуют противоречия, которые формируют отрицательные тенденции в деятельности государственных органов, что проявляется в недостаточной степени эффективности процедур, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих. Подобные тенденции приводят к возникновению конфликта интересов, выражающегося в злоупотреблении государственными сл ужащими должностным положением и использовании служебных полномочий для удовлетворения личных интересов или иных интересов, не связанных с исполнением должностных обязанностей.
При этом след ует отметить, что институт конфликта интересов является межотраслевым. Данная особенность нормативного регулирования указанного института порождает ряд противоречий и практических вопросов применения, что, безусловно, требует глубокого анализа и изучения правоприменительной практики.
В соответствии с трудовым законодательством одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является работник (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Категории таких работников определены рядом нормативных правовых актов, в соответствии с которыми к работникам, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по пункту 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, относятся, в частности, отдельные категории работников, занимающие должности в [1–6]:
- государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации;
- организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации;
- Пенсионном фонде Российской Федерации (далее – ПФР РФ), Фонде социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ), Федеральном фонде обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее – ФФОМС РФ), в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Правительством Российской Федерации;
- организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Правительством Российской Федерации;
- государственных корпорациях (компаниях), в ПФР РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ и иных организациях должности, включенные в специальные перечни, установленные локальными нормативными актами этих организаций.
Институт конфликта интересов является межотраслевым.