Российская Федерация,присоединившись к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, закрепляет право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, условия работы,безопасности и гигиены (ст. 7) (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)).
Соответствующее положение нашло свое отражение в ст. 37 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Важно заметить, что Европейская социальная хартия наряду с обязанностью государства признавать это право, закрепляет обязанность по ликвидации любого риска, свойственного выполнению опасных и вредных работ.
Сегодня условия труда в России являются небезопасными, что подтверждается данными статистики о высоком травматизме в сфере труда в силу несоблюдения субъектами трудовых правоотношений законодательства о создании безопасных условий труда. В 2000 г. число несчастных случаев на производстве составляло 151 800, а с 2013 г. отмечается тенденция к их снижению: в 2013 г. — до 35 600, в 2014 г. — до 31 300, в 2015 г. — до 28 200, в 2016 г. — до 26 700, в 2017 г. — до 25 400, из них со смертельным исходом соответственно: в 2010 г. — 4400 человек, в 2013 г. — 1700, в 2014 г. — 1460, в 2015 г. — 1290, в 2016 г. — 1290, в 2017 г. — 1140 [1]. Производственные травмы являются последствиями преступных нарушений требований охраны труда.
Российское уголовное законодательство, обеспечивая реализацию права на безопасные условия труда, содержит ответственность за наиболее грубые формы его нарушения, результатом которого является смерть или тяжкий вред здоровью пострадавшего. Такое положение дел считаем необоснованным, так как считаем, что УК РФ не соответствует самой концепции, отраженной в общепризнанных международных нормах и принципах по выработке рабочих правовых механизмов по обеспечению и реализации рассматриваемого права [2, с. 238].