На первый взгляд, п. 1 ст. 184 ГК РФ четко указывает, что коммерческое представительство — это предпринимательская деятельность. Получается, что коммерческого представителя и принципала (представляемое лицо) могут связывать только гражданско-правовые, а не трудовые отношения.
В то же время такое понимание вопроса далеко не однозначно.
Идея коммерческого представительства, с одной стороны, не нова, а с другой стороны, в современных ее формах в России сложилась относительно недавно. Сама по себе эта идея имеет под собой исключительно экономическую основу и тесно связана с предпринимательскими нуждами по расширению собственных рынков сбыта и снабжения (в первую очередь), а также с необходимостью послепродажного и сервисного обслуживания, сотрудничества в сфере НИОКР, перемещения грузов и пр. (во вторую очередь).
В настоящее время в мире существуют две основные концепции коммерческого представительства.
Само понятие «коммерческое представительство» претерпело некоторые знаковые вехи в своем развитии как категории, поскольку менялось и содержание данного понятия [1]. Не будет ошибкой, если сказать, что институт коммерческого представительства имеет глубокие корни, хотя самые древние («первоначальные») договорные конструкции в области коммерческого представительства чаще всего и не имели основных структурных и содержательных характеристик современного коммерческого представительства как института гражданского права, являясь в лучшем случае неким подобием современной конструкции договора поручения.
Например, заключение торговых сделок от имени юридических лиц (компаний) в XIV–XV вв., хотя и осуществлялось в торговой сфере, имело внешнюю атрибутику торгового представительства, однако, как правило, было разовым (несистематическим), неосновным (не осуществлялось в виде промысла, не было предпринимательским), непрофессиональным и нередко даже безвозмездным (на условиях взаимности торговых компаний), то есть, строго говоря, именно коммерческим представительством это не было, а скорее представляло трудовую деятельность приказчиков компаний [2].