С принятием федерального закона от 02.03.2016 № 36-ФЗ [1] российская система источников трудового права в части правового регулирования неполного рабочего времени была дополнена конвенцией Международной организации труда №175 «О работе на условиях неполного рабочего времени» [2] (далее — Конвенция №175), которая содержит ряд немаловажных положений применительно к работе в условиях неполного рабочего времени. Данной Конвенции №175 также сопутствуют положения рекомендации Международной организации труда «О работе на условиях неполного рабочего времени» [3]. Конвенция №175 предусматривает, чтобы работники, занятые в условиях неполного рабочего времени, пользовались такой же защитой трудовых прав, что и работники, занятые в условиях полной продолжительности рабочего времени, при реализации отношений по социальному партнерству, по безопасности и гигиене труда, а также связанных с дискриминацией в области труда и занятий.
Также Конвенция №175 предусматривает принятие мер для обеспечения того, чтобы работникам, работающим в условиях неполного рабочего времени, предоставлялись условия, эквивалентные тем, что предоставляются работникам, работающим в условиях полного рабочего времени, в таких областях, как защита материнства, прекращение трудовых правоотношений, предоставление отпусков.
В ст. 100 ТК РФ неполное рабочее время рассматривается одновременно и как один из видов режима рабочего времени.
Неполное рабочее время в теории трудового права рассматривается как один из видов рабочего времени наряду с рабочим временем нормальной продолжительности и сокращенной продолжительности. Вместе с тем в ст. 100 ТК РФ неполное рабочее время рассматривается одновременно и как один из видов режима рабочего времени. В соответствии со ст. 57 ТК РФ режим рабочего времени является одним из обязательных условий трудового договора и указывается в нем в случае, если он отличается от общего режима. Такой подход законодателя, при котором неполное рабочее время выступает и как вид рабочего времени, и как вид режима рабочего времени, вполне оправдан, поскольку в той и другой конструкции деления на виды используются разные критерии: в первом случае — продолжительность рабочего времени в течение учетного периода — недели, во втором — распределение продолжительности рабочего времени в течение иного определенного учетного периода.